Народные художественные промыслы являются самобытной формой деятельности, обладающей комплексным социально-экономическим потенциалом. С одной стороны, это технологическая область народного творчества со всеми признаками малого и среднего промышленного производства уникальных произведений искусства. В то же время, отражая самобытность, глубинные исторические корни отечественной культуры, произведения народных промыслов способны реализовать психологически эффективную воспитательно-познавательную функцию, представляющую особую важность (в том числе политического плана) в настоящее время.
Правительство Москвы уделяет указанной проблеме постоянное внимание. Обеспечение социальной стабильности в городе на базе восстановления народных традиций, улучшения международного имиджа столицы - весь этот комплекс взаимоувязанных проблем входит в состав приоритетов социально-экономического развития города на ближайшую и долгосрочную перспективу. Эти приоритеты нашли свое отражение в Генеральном плане развития города Москвы до 2020 года и в проекте Концепции развития города Москвы на период до 2025 года.
В последние годы в городе подготовлены и успешно реализуются мероприятия, предусмотренные следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон города Москвы от 16 июня 1999 года N 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве";
- распоряжение Правительства Москвы от 15 июля 2002 года N 1014-РП "О поддержке закрытого акционерного общества "Экспедиционно-складской и торговый комплекс "Народные художественные промыслы",
- постановление Правительства Москвы от 31 мая 2005 года N 385-ПП "О мерах по созданию этнографического центра ГМЗ "Коломенское" и дальнейшему развитию товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов в городе Москве";
- распоряжение Правительства Москвы от 15 декабря 2005 года N 2544-РП "О мерах по реализации постановления Правительства Москвы от 16 августа 2005 года N 607-ПП".
Достигнуты позитивные результаты, отмеченные в ходе анализа состояния первого этапа создания ТПИ НХП. На территории города Москвы создан первый в России экспедиционно-складской и производственный комплекс площадью около 35000 м, куда предприятия народных промыслов смогут поставлять свою продукцию. Там же работает музей и выставка-продажа изделий народных промыслов.
Во время посещения Мэром Москвы Ю.М.Лужковым 16 декабря 2006 года упомянутого выше комплекса было отмечено, что инициатива Москвы включает в себя не только возможность приобщиться к глубинному народному искусству, но и решает проблемы поддержки и развития народных художественных промыслов России. Москва, реализуя более 50% всей подарочной продукции страны, при системном подходе в состоянии решить эти проблемы.
В качестве одной из серьезных проблем Мэром Москвы Ю.М.Лужковым также отмечено наличие значительного количества фальсифицированной продукции, поступающей на потребительский рынок Москвы под маркой ведущих предприятий российских народных промыслов. Правительство Москвы в данной Концепции наметило нестандартные и одновременно комплексные и эффективные средства и методы противодействия этому явлению.
Содействие развитию народных промыслов способствует решению и проблемы села, поскольку значительная часть предприятий, занимающихся промыслами, находится в сельской местности.
Таким образом, расширение и поддержка народных промыслов приобретает важное государственное значение, формируя сеть активного межрегионального взаимодействия, прежде всего с Подмосковьем, Нижним Новгородом и другими субъектами Российской Федерации.
Важность решения этой проблемы, ее общегосударственное значение, определение путей эффективной государственной поддержки традиционной народной культуры в России была предметом обсуждения на заседании Президиума Госсовета при Президенте РФ 26.12.2006, в ходе которого Президентом России В.В.Путиным был подчеркнут гуманитарный (социально-культурный) аспект планируемых мероприятий, которые должны обеспечить воспитание национальной гордости, самосознания граждан Российской Федерации, патриотизма и нравственности. Также на данном заседании неоднократно отмечалось, что важность, социальная эффективность этих мер определяется необходимостью заполнения идеологического вакуума, образовавшегося после крушения коммунистической идеологии. В случае бездействия этот вакуум может быть заполнен такими негативными проявлениями, как экстремизм, шовинизм, национальная нетерпимость, разрушающими основы воссоздаваемой российской государственности.
Исходя из этого, Президентом была четко поставлена задача "разработки концептуальных подходов к решению вопросов сохранения и развития нематериального культурного наследия" как одного из основных источников, объединяющих российское общество. В развитие этого тезиса поручено подготовить предложения по корректировке ряда федеральных целевых программ (в т.ч. "Культура России 2006-2010 годы") с целью определения механизмов увеличения объемов софинансирования из федерального бюджета, принятия соответствующих мер для пропаганды и популяризации в средствах массовой информации мероприятий в сфере традиционной культуры народов Российской Федерации.
Было отмечено, что указанные меры должны быть основаны на фундаменте национальной культуры, на национально-культурных традициях всех народов Российской Федерации, являющихся одним из постоянных источников единства, гордости за интеллектуальное богатство народов Российской Федерации и культурное многообразие России.
Таким образом, решение проблемы вовлечения НХП в активный социально-культурный и экономический оборот с целью поддержки и развития основного ресурса города - человеческого потенциала - соответствует приоритетам развития Москвы и России в целом.