ЗАПРОС
о соответствии Конституции Российской Федерации
приложения 29 статьи 477 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 года
N 174-ФЗ
В соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьями 84-87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Московская городская Дума обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации приложения 29 статьи 477 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ (далее - УПК РФ).
Согласно статье 259 УПК РФ в ходе судебного заседания ведется протокол, бланк которого предусмотрен приложением 29 статьи 477 УПК РФ. В соответствии с указанным протоколом при установлении личности подсудимого наряду с другими сведениями указывается и его национальность.
Основанием для запроса в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия нормы об указании национальности, содержащейся в приложении 29 статьи 477 УПК РФ, статье 19 и части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации.
Национальность - это самоидентификация человека, связанная с осознанием им принадлежности к тому или иному народу (этносу). Национальность не может быть основанием для предоставления лицу каких-либо особых привилегий. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности. Часть 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Указание национальности - это не обязанность, а право человека.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В международных документах в области защиты прав и свобод человека вопрос о национальности ставится в основном для недопущения ограничения прав и свобод человека в связи с его национальным происхождением (Всеобщая декларация прав человека; международные пакты о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года).
Определение, каким конкретно документом подтверждается национальность человека, относится к компетенции национального законодательства каждой страны.
В Конституции Российской Федерации закрепляется право каждого на определение своей национальности, но не указывается на обязательность наличия в соответствующих официальных документах места для записи национальной принадлежности гражданина.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, положение о котором не предусматривает обязательность внесения сведений о национальности (постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации"). Удостоверение личности иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации осуществляется на основании документов, определенных в статье 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", где также не содержится норма об указании национальности иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации отнесение гражданином себя к какой-либо конкретной национальности не должно влечь и не влечет за собой никаких правовых последствий. При этом указание национальности в протоколе судебного заседания (приложение 29 статьи 477 УПК РФ) носит обязательный характер, что нарушает конституционные права граждан. Кроме того, такая информация не может быть подтверждена, то есть носит недостоверный характер.
Учитывая вышеизложенное, на основании части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Московская городская Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить содержание нормы об указании национальности, содержащейся в приложении 29 статьи 477 УПК РФ, на соответствие статье 19 и части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации.
Приложения:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ (извлечение).
2. Квитанция об уплате государственной пошлины.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка Московской городской Думы