Недействующий

О Комплексной городской целевой программе "Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в городе Москве на 2007-2009 годы" (с изменениями на 22 июля 2008 года) (утратило силу)

Раздел 1. Характеристика проблемы и
необходимость ее решения программным методом


В современном мире выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность выступает в качестве эффективного средства обеспечения экономического развития. Она способствует реализации товаров и услуг, вовлекая в оборот значительные материальные и финансовые ресурсы.

Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность непосредственно сказывается на темпах развития народнохозяйственного комплекса столицы. В период становления рыночной экономики России именно выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность в Москве выступила одним из локомотивов формирования новых экономических отношений, значительно ускорив процесс становления рынка в стране.

Прямым следствием расширения выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Москве стало создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в столице, усиление процессов интеграции экономики столицы в мировую экономическую систему.

Важность роли и значения выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности для экономики столицы определяется и тем, что она сама является источником значительных поступлений финансовых средств в бюджет города Москвы, которые обеспечивают социально-экономическую жизнедеятельность столицы (в 2005 году доля от выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в налоговых доходах бюджета составила 5%).

________________

     По данным Гильдии выставочно-ярмарочных организаций Московской торгово-промышленной палаты.


Правительство Москвы, отдавая должное значению выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в развитии экономики города, уделяет всевозрастающее внимание вопросам регулирования и координации ее развития.

Этапными событиями в этом плане стали принятие в 1999 году Концепции выставочной деятельности и схемы размещения и развития выставочно-ярмарочных комплексов в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14.09.99 N 870 "О Концепции выставочной деятельности и схеме размещения и развития выставочно-ярмарочных комплексов в г.Москве", и ее успешная реализация, а также создание в марте 2004 года Комиссии по разработке городской целевой программы "Москва выставочная", направленной на дальнейшее развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Москве.

Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность занимает видное место в реальном секторе экономики города и Правительство Москвы отводит ей значительную роль в приоритетах развития столицы, связывает с ней решение многих насущных задач, стоящих перед Москвой, включая и задачи по удвоению ВВП к 2010 году. Именно такой подход изложен в постановлении Правительства Москвы от 22 июня 2004 N 410-ПП "Об итогах выполнения постановления Правительства Москвы от 14.09.99 N 870 и мерах по дальнейшему развитию выставочно-ярмарочной деятельности в городе Москве".

В практике своей работы Правительство Москвы уделяет значительное внимание формированию механизмов взаимодействия с субъектами выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, в том числе с участниками выставочно-ярмарочных мероприятий - товаропроизводителями.

Активно используются организационная, информационная, финансовая формы государственной поддержки.

Правительство Москвы ежегодно выделяет значительные средства на поддержку выставочно-ярмарочной деятельности московских предприятий и организаций, в первую очередь, в рамках комплексных программ промышленной деятельности в г.Москве. За последние шесть лет объем такой помощи увеличился в три раза и достиг в 2005 году 150 млн.руб.

В столице сформирована система координации выставочно-ярмарочной и конкрессной деятельности, включающая в себя государственные и общественные структуры - Московский городской координационный совет по выставочно-ярмарочной деятельности, Департамент науки и промышленной политики, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Организационно-методический центр Правительства города Москвы по выставочной деятельности, функции которого выполняет Московская торгово-промышленная палата, Гильдия выставочно-ярмарочных организаций Московской торгово-промышленной палаты; корпоративные объединения выставочников.

Распоряжением Правительства Москвы от 26 января 2004 года N 59-РП "О создании Комиссии по архитектурно-планировочному развитию, реконструкции и застройке Всероссийского выставочного центра" создана Комиссия по архитектурно-планировочному развитию, реконструкции и застройке ВВЦ и прилегающих территорий до 2010 года.

В столице сложилась развитая выставочно-ярмарочная индустрия. В городе проводится более половины всех российских выставочных мероприятий. В настоящее время на выставочном поле Москвы действуют несколько крупных ведущих выставочно-ярмарочных комплексов (ОАО "ГАО ВВЦ", ЗАО "Экспоцентр", ООО КВЦ "Сокольники", ОАО "Росстройэкспо"), а также ряд других выставочных площадок (ЦВЗ "Манеж", ОАО "Гостиный двор", ГУП МЦВДНТ "Москва", Спорткомплекс "Олимпийский", ЦДХ, ЦМТ, ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" и др.).

По состоянию на 1 июля 2006 года общий размер выставочных площадей, привлекаемых к проведению выставочно-ярмарочных мероприятий, достигает в Москве 300 тыс.кв.м:

     - ОАО "ГАО "Всероссийский выставочный центр"

- 49 тыс.кв.м

     - ЗАО "Экспоцентр"

- 135 тыс.кв.м

     - ООО КВЦ "Сокольники"

- 33 тыс.кв.м

     - ОАО "Росстройэкспо"

- 18 тыс.кв.м

     - другие площадки

- 65 тыс.кв.м

Итого:

300 тыс.кв.м



Растущее влияние на выставочную деятельность в Москве оказывает динамично развивающийся МВЦ "Крокус Экспо", расположенный на границе Москвы и Московской области.

Размер выставочных площадей в Москве и Московской области с учетом МВЦ "Крокус Экспо" - (86 тыс.кв.м) составляет 386 тыс.кв.м.

Деятельность выставочных комплексов, работающих в ближайшем Подмосковье, нельзя рассматривать как конкуренцию выставочным объектам, расположенным в центре Москвы. Все они решают общую задачу - ликвидацию дефицита площадей для выставочно-ярмарочной деятельности в Москве и Московской области. В этом взаимодействии городские объекты, в частности ВВЦ, имеют свои конкурентные преимущества, заключающиеся в наличии подъездных путей, удобном расположении на территории культурно-исторического комплекса ВВЦ, являющемся местом массового отдыха москвичей и гостей столицы, близости к крупнейшим гостиничным комплексам.

Однако динамичный рост экономики столицы, ее дальнейшая интеграция в мировое хозяйство ставят перед выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью новые задачи, обостряют нерешенные проблемы.

Анализ состояния материально-технической базы всех выставочных комплексов и площадок в черте города говорит о том, что ни один из них по своим размерам, техническому оснащению, инфраструктуре и функциональным возможностям не отвечает нормам, принятым в международной практике.

Не может также считаться оптимальным размещение выставочно-ярмарочных объектов на территории города, в т.ч. с учетом потребности административных округов. Только четыре из десяти административных округов столицы (ЦАО, ВАО, СЗАО, СВАО) располагают специализированными выставочными площадями на своих территориях.

Практика ведения выставочно-ярмарочной деятельности в городе показывает, что основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие выставочно-ярмарочной деятельности, является значительный дефицит экспозиционных площадей. В настоящее время заявки потенциальных участников мероприятий на ведущих комплексах удовлетворяются лишь на 50-60%.

________________

     По данным исследований Московской торгово-промышленной палаты и выставочного сообщества.