Грузовой автотранспорт обслуживает около 80% производственных и транспортно-распределительных структур, в том числе по перевозкам общественно необходимых и социально значимых грузов. Доля перевозок автомобильным транспортом превышает в целом 55% от общего объема грузовых перевозок. Грузовой автомобильный транспорт - сфера приложения труда более миллиона москвичей. Спрос на транспортные услуги, предоставляемые грузовым автотранспортом населению, предприятиям и организациям, в целом удовлетворяется.
Однако перемены в развитии основных отраслей экономики повлекли за собой высокие темпы автомобилизации. Численность грузовых автомобилей составляет 245 тыс.единиц. При росте автомобильного парка за последние 15 лет почти в три раза, общий объем перевозок грузов практически не изменился.
Современное состояние грузового автомобильного транспорта Москвы, как и России в целом, характеризуется целым рядом негативных тенденций, из которых следует выделить прежде всего:
- снижение производительности подвижного состава, эффективности, качества и безопасности перевозок, рост транспортной составляющей в цене товаров и услуг;
- падение профессионализма, технологической, правовой и налоговой дисциплины большинства операторов грузового автотранспортного рынка;
- расширение масштабов "теневого" рынка и развития такой формы недобросовестной конкуренции, как демпинг;
- падение престижа труда, уровня дорожно-транспортной дисциплины, а также социальной защиты работников грузового автомобильного транспорта;
- стихийный характер образования объектов транспортной инфраструктуры и системы их размещения на территории Москвы;
- снижение инвестиционной привлекательности, перепрофилирование автопредприятий.
Основными причинами сложившегося состояния грузового автотранспортного комплекса столицы являются:
1. Отсутствие эффективного механизма правового регулирования автотранспортной отрасли, включая условия осуществления профессиональной и предпринимательской деятельности на рынке автотранспортных услуг.
2. Несовершенство налоговой системы, создающей неравноправные условия конкуренции для операторов грузового автотранспортного рынка.
3. Неразвитость современных объектов транспортной инфраструктуры, являющейся основой товаропроводящей системы города.
4. Отсутствие необходимой информационной системы, статистического учета и анализа результатов деятельности грузового автотранспортного комплекса.
Необходимо повышать эффективность и качество транспортных процессов, максимально смягчать остроту проблем дорожной нагрузки, безопасности движения и экологии. Развитые страны мира, вступившие в эпоху автомобилизации несколько десятилетий назад, образуют систему мер для решения этих проблем, с участием органов управления, операторов транспортного рынка, профессиональных союзов и транспортных организаций.
Обобщая накопленный опыт, постановлением Правительства Москвы от 8 июля 2003 года N 516-ПП "О Концепции городской транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на период до 2010 года" решение данной проблемы предусмотрено программно-целевым методом.
Программа призвана решить в дополнение к ранее принятым постановлениям и ряд экологических проблем, связанных с ростом численности подвижного состава, низкими экологическими характеристиками грузового автотранспорта, неэффективным использованием и нерациональным территориальным размещением (информация включена в специальный раздел "Оценка экологических результатов реализации Программы" (п.2.2).
Реализация городской транспортной политики программно-целевыми методами в рамках выполнения настоящей Программы должна обеспечить кардинальное улучшение последствий функционирования грузового автомобильного транспорта.