Недействующий

О городской среднесрочной программе по взаимодействию и оказанию поддержки московским государственным вузам федерального подчинения в 2007-2009 годах (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 18.10.2016 N 682-ПП)

Среднесрочная подпрограмма 3. "Участие
системы высшего образования в решении
 социальных и культурных задач города"


Цель:

Осуществление эффективной государственной молодежной политики - важнейшего инструмента развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений, ориентированной на граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет.

Задачи:

- Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики на основе анализа и прогноза средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России с учетом важнейшего из грядущих изменений - перехода к самоорганизации общества, деятельности граждан, негосударственных организаций, бизнеса и их взаимодействие друг с другом.

- Увеличение доли молодых работников в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления для осуществления преемственности в кадровом обеспечении и предотвращения системного кризиса в социальной сфере.

- Существенное увеличение жилищных субсидий для молодых людей, занятых в сфере науки и производства в городе.


Эффективная государственная молодежная политика - один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.

Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики основан на результатах анализа и прогнозе средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России. Важнейшее из грядущих изменений - переход к самоорганизации общества. Самоорганизация граждан, негосударственных организаций, бизнеса и их взаимодействие друг с другом должны стать основой общества будущего.

В современных условиях национальная молодежная политика России, призванная сформировать и закрепить новые формы поведения и ценности в обществе, так же как и традиционная система образования, должны быть ориентированы на воспитание самостоятельной, идейной, ответственной молодежи, ее подготовку к активному участию в экономической и социально политической жизни общества.

С другой стороны, весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.

Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшней молодежи повышенные требования: она станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 годом на 20% и составит 709 человек.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.

В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. Уже сейчас, согласно последнему всероссийскому опросу, 34% опрошенных заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% - с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и лишь 10% - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь уже сегодня составляет и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна. Это может привести к потере преемственности в кадровом обеспечении, сделать невозможным реформирование и привести к системному кризису в социальной сфере. Кроме того, нарастают противоречия между "объективно пожилой" по кадровому составу социальной сферой и относительно молодой сферой бизнеса. Такая ситуация не способствует готовности бизнеса взять на себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу.

Жизнь молодого человека в предполагаемых условиях не будет развиваться линейно, как последовательность простых переходов: от основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни в родительском доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.

Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности, которая выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения.

Проведенный анализ и прогноз условий развития России, а также обстоятельства будущей жизни молодежи в ближайшие десятилетия, выдвигают требования по выработке нового стратегического подхода к молодежной политике.

На острие общественных преобразований общества всегда была, есть и будет молодежь. Она - аккумулятор новых знаний, идей, возможностей, перспектив, главный заказчик на достойное будущее. Но молодежь требует пристального внимания общества и долговременных инвестиций, без которых ее потенциальные возможности никогда не раскроются. А для рационального использования тех средств, которые поступают для реализации программ в молодежной политике, необходимо повышать качество анализа и отбора наиболее продуктивных решений.

Развивая систему общественной и научной экспертизы в молодежной сфере, молодежное сообщество получает достаточно мощный рычаг для привлечения к своим проблемам общественного внимания, а, следовательно, и для своего развития.

Москва - признанный лидер российского образования и науки, с развитой социальной инфраструктурой, позволяющей получить достойное образование, современное медицинское обслуживание, включающее всеобщую диспансеризацию и своевременную иммунизацию. Реализуются жилищные программы для молодых семей, работников социальной бюджетной сферы. Ничтожно мал (0,6%) общий уровень безработицы в городе.

Молодежь - многочисленная и важнейшая социальная группа жителей столицы. По статистике в Москве 2,5 млн. молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 22,4 % от общей численности населения города, из которых около 1 млн. - студенты, из них обучающихся по очной форме обучения более 450 тыс., 300 тыс. молодых семей, более 36 тыс. молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья. Всем им необходимо создать равные стартовые возможности в условиях мегаполиса Москвы.

Городская среда, особенно в условиях многомиллионного мегаполиса, открывает перед молодым человеком множество перспектив и возможностей, в то же время требует от него максимума осмотрительности, способности к психофизической, интеллектуальной и социальной адаптации в постоянно меняющихся социально-политических, культурных, экономических, ситуациях.

Молодежь Москвы имеет доступ практически к любым мировым культурным ценностям. С другой стороны, социально-культурная сфера города и молодежная культура имеют множество проблем. Современный этап переосмысливания культурных ценностей и дальнейшая судьба молодежи России и, в особенности Москвы, во многом зависят от возрождения и освоения национального богатства отечественной культуры.

Правительство Москвы, все городские структуры изыскивают возможности для помощи и поддержки молодежи города, реализуют программы по оздоровлению детей и подростков, развитию физкультуры и спорта в молодежной среде, по нравственному и военно-патриотическому воспитанию школьников, осуществляют комплекс мер по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде.

В Москве, благодаря принятию Закона города Москвы "О молодежи", реализации городской целевой программы "Молодежь Москвы" создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодых москвичей потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплении здоровья, развития гражданской позиции, трудовой и социальной активности. Сегодня имеются необходимые социальные и экономические предпосылки для программного закрепления наметившихся положительных тенденций. Ситуацию в области развития молодежной политики можно охарактеризовать как начало нового этапа - этапа устойчивого развития.

Целями молодежной политики являются:

- создание всем молодым гражданам равных стартовых условий для их наиболее полного включения в социально - экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

- содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи;