Недействующий

О городской среднесрочной программе по взаимодействию и оказанию поддержки московским государственным вузам федерального подчинения в 2007-2009 годах (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 18.10.2016 N 682-ПП)

Паспорт Программы

Наименование Программы

"О взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в 2007-2009 годах"

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Москвы и Совета ректоров вузов Москвы и Московской области от 13.12.2005 N 1012-ПП/07/05 "О взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в 2005/2006 учебному году", пункт 26

Государственный заказчик - координатор Программы

Департамент семейной и молодежной политики города Москвы.

Персональный руководитель Программы - руководитель Департамента семейной и молодежной политики города Москвы - Л.И.Гусева

Государственные заказчики Программы

Департамент науки и промышленной политики города Москвы,

Департамент образования города Москвы,

Департамент семейной и молодежной политики города Москвы.

Разработчики Программы

Управление координации деятельности Комплекса социальной сферы города Москвы,

Департамент семейной и молодежной политики города Москвы,

Совет ректоров вузов Москвы и Московской области.

Основные исполнители Программы

Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы,

Департамент науки и промышленной политики города Москвы,

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы,

Департамент земельных ресурсов города Москвы,

Департамент имущества города Москвы;

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы,

Департамент здравоохранения города Москвы,

Департамент образования города Москвы,

Департамент семейной и молодежной политики города Москвы,

Комитет общественных связей города Москвы;

префектуры административных округов города Москвы,

Совет ректоров вузов Москвы и Московской области;

московские государственные вузы федерального подчинения

Сроки и этапы реализации Программы

2007-2009 годы

Цель Программы

Расширение участия вузов города Москвы и Московской области в эффективном решении хозяйственно-экономических, социальных и культурных задач города, обеспечивающее осуществление всесторонней инновационной деятельности на важнейших стратегических направлениях:

- сохранение и развитие научного и педагогического потенциалов государственных вузов, ориентированных на создание и реализацию научных достижений в сфере фундаментальных и прикладных наук и формирование на этой основе новых учебных дисциплин и специальностей;

- повышение качества подготовки и переподготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, в особенности в интересах городского хозяйства, в т.ч. в области научно-инновационного предпринимательства;

- укрепление социальных гарантий научно-педагогических работников на основе стимулирования инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава;

- формирование поколения молодых специалистов, готовых взять на себя ответственность за прогрессивное развитие страны, профессионально и морально подготовленных к осуществлению творческих прорывов в научной и научно-производственной деятельности, созданию атмосферы культуры, мира, ненасилия и межэтнической солидарности.

Основные задачи Программы

1. Повышение результативности использования научно-технического потенциала высшей школы в интересах города, в т.ч. в рамках выполнения крупных межвузовских проектов на основе комплексного решения проблем городского хозяйства, организации выпуска импортозамещающей (экспортоориентированной) продукции, формирования технологических цепочек производства наукоемкой продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

2. Максимальная концентрация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов на стратегических направлениях научно-технического прогресса, в особенности на проектах с высокой степенью готовности инновационного продукта.

3. Организация с учетом роли ученых города Москвы в инновационном развитии страны совместной деятельности вузовской, академической и отраслевой науки по разработке и внедрению научно-технических (научно-технологических) достижений в перспективные производственные процессы, новые или усовершенствованные товары и услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках.

4. Повышение профессионального уровня специалистов, их гражданской ответственности за социально-экономическое и интеллектуальное развитие государства, предусматривающее:

- осуществление эффективной, многоуровневой и многоступенчатой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, обеспечивающих их профессиональную и социальную мобильность в условиях формирования рыночной экономики в стране;

- широкое вовлечение профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов в научно-внедренческую деятельность путем создания бизнес-инкубаторов, центров технического превосходства, научно-внедренческих структур, интегрированных научно-технических и исследовательских коллективов, и т.п.;

- создание с участием вузов на основе всестороннего использования их творческих достижений, в особенности в смежных областях наук, кадрового, лабораторно-исследовательского и экспериментально-производственного потенциалов центров коллективного пользования, малых научно-производственных предприятий, технопарков, кластеров и т.п.;

- усиление материальной заинтересованности научно-педагогических кадров в осуществлении эффективной инновационной деятельности.

5. Подготовка и регулярное осуществление мероприятий по привлечению молодежи в научно-технологическое инновационное предпринимательство.

6. Дальнейшее развитие системы крупных межвузовских проектов, обеспечивающей комплексное решение проблем городского хозяйства на основе интеграции соответствующих разработок вузов, академических и отраслевых институтов со сроком выполнения НИР и ОКР не более 2-3 лет:

- I стадия

Проведение НИР, включая создание и исследование экспериментальных образцов, в т.ч. в условиях планируемого применения новых технологий (техники), разработку и согласование с профильными органами государственной власти города Москвы инновационных предложений, включающих технико-экономические обоснования и технические задания на выполнение ОКР.

- II стадия

Проведение ОКР по разработкам, отобранным на конкурсной основе по результатам НИР, для выполнения в полном объеме крупного комплексного проекта, обеспечивающего решение соответствующих проблем городского хозяйства со сроком окупаемости в течение 2-3 лет средств, инвестируемых в проект, за счет сокращения затрат городского бюджета на приобретение соответствующих материалов, изделий, услуг с учетом интегрального показателя "Цена/качество" и налоговых поступлений в бюджет города в результате производственной (коммерческой) реализации инноваций.

7. Мониторинг научно-технического потенциала вузов и определение по его результатам номенклатуры разработок, обеспечивающих на федеральном и региональном уровнях создание технологий (техники), существенно опережающих мировой уровень.

8. Информационно-экономический анализ технической, технологической, производственной и рыночной перспективности инновационной продукции, планируемой к созданию в 2008-2009 годах и последующей реализации; подготовка на этой базе планов внедрения новых технологий (техники), в т.ч. на основе взаимодействия государственного и частного капитала.

9. Организация целевой подготовки (переподготовки) кадров в направлении повышения их социальной и профессиональной мобильности, развития ответственности, интеллектуальной толерантности, здорового образа жизни в системах:

- Средняя школа - Вуз;

- Вуз - Производственная деятельность в условиях профильных предприятий;

- Вуз - Научно-производственные инжиниринговые, предпринимательские структуры, обеспечивающие решение реальных прикладных задач при выполнении студенческих научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, дипломных проектов, диссертаций;

- Спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, молодежные средства коммуникаций и информации.

10. Проведение в течение 2-3 лет перспективных исследований, направленных на создание "прорывных" технологий, обеспечивающих инновационное развитие производственной инфраструктуры в 2010-2015 годах.

11. Разработка в соответствии с действующим законодательством финансово-экономических схем эффективной рыночной реализации научно-технических достижений в интересах города в системе "Разработчик - Потребитель - Производитель - Инвестор".

12. Создание организационно-экономических механизмов формирования научно-внедренческих структур (бизнес-инкубаторы, конструкторские бюро, в особенности молодежные, научно-исследовательские лаборатории и центры и т.п.) и научно-производственных организаций (малые предприятия, технопарки, кластеры и т.п.), ориентированных на осуществление выпуска и внедрение (коммерческую реализацию) конкурентоспособной продукции.

13. Формирование с учетом Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ, ст.7, проблемно-ориентированных конкурсных комиссий с участием представителей производственных (научно-производственных) организаций, являющихся потенциальными потребителями новых технологий, профильных органов государственной власти города Москвы, Ассоциации московских вузов.

14. Создание условий для привлечения в научно-производственную сферу высококвалифицированных кадров.

15. Увеличение числа специалистов, занятых в научно-технических и научно-производственных секторах городского хозяйства.


Основные мероприятия Программы

NN
п/п

Наименование среднесрочных подпрограмм

1.

Среднесрочная программа
"Разработка перспективных технологий в рамках крупных межвузовских проектов в системе "Вузы - Наука - Производство - Рынок".

2.

Среднесрочная программа
"Развитие инновационно-образовательной деятельности".

3.

Среднесрочная программа
"Участие системы высшего образования в решении социальных и культурных задач города".

Финансовое обеспечение Программы

Общий объем финансирования* 396650 тыс.руб.,

в т.ч. по годам реализации:

2007

2008

2009

Всего

Объем финансирования по годам

92000,0

120750,0

183900,0

396650,0

Источники финансирования

Текущее бюджетное финансирование, в т.ч. по статьям расходов

Код

Вид расходов

211

Заработная плата

39018,5

54150,6

73899,0

167068,0

213

Начисление на фонд оплаты труда (единый социальный налог) - 26,2%, включая тариф на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

10222,8

14187,4

19361,5

43771,8

225

Услуги на содержание имущества

226

Прочие услуги

23500,0

29600,0

45000,0

98100,0

290

Прочие расходы

2608,4

2972,0

12489,5

18069,9

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

16650,3

19840,0

33150,0

69640,3

Целевые бюджетные фонды

Федеральный бюджет

Внебюджетные источники (с расшифровкой)

ИТОГО

92000,0

120750,0

183900,0

396650,0

________________
* Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый год.

Ожидаемые результаты реализации Программы

- Создание и внедрение перспективных технологий, разработка на этой основе и освоение промышленного выпуска (коммерческой реализации) конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной продукции на стратегических направлениях инновационного развития:

-

"Технология живых систем - Здравоохранение";

-

"Новые материалы";

-

"Городской транспорт";

-

"Энергетика";

-

"Эффективное землепользование в условиях крупных городов";

-

"Строительная индустрия";

-

"Производственные технологии и оборудование";

-

"Повышение экологической безопасности города Москвы за счет совершенствования системы природоохранной деятельности";

-

"Построения инновационно-образовательной системы "Наука - Образование - Рынок труда";

-

"Формирование системы "Средняя школа - Вузы - Предприятие - Наука" по приоритетным направлениям развития науки и технологии";

-

"Мониторинг и социологические исследования в студенческой среде, включая формирования банка данных по различным вопросам студенческой жизни;

-

"Развитие систем информационного обеспечения молодежной политики".

- Экономически эффективное развитие системы "Наука - Инновации - Производство - Рынок", в особенности на основе создания наукоемких производств и научно-внедренческих структур, ориентированных на выпуск, в т.ч. с использованием лабораторной и научно-производственной базы вузов, перспективной, импортозамещающей, экспортоориентированной продукции, обеспечивающих в течение 2-3 лет окупаемость инвестированных в научно-производственную деятельность средств за счет снижения затрат на приобретение соответствующей продукции с учетом интегрального показателя "Цена/Качество", экономии энергетических, финансовых и материальных ресурсов, налоговых поступлений в бюджет города.

- Формирование на стратегических направлениях специализированных инновационных подсистем, обеспечивающих комплексное решение важнейших проблем на базе синтеза новых знаний и интегрированного развития научно-исследовательской, научно-прикладной, научно-образовательной, научно-производственной деятельности экономически высоко эффективное решение важнейших проблем в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в т.ч. создание прорывных технологий, ориентированных на научно-технический прогресс производственной инфраструктуры в 2010-2015 годах.

- Создание необходимой научно-технической базы для реализации программ.

- Рост объемов коммерчески привлекательных результатов НИР и ОКР.

- Рост объемов интеллектуальной собственности, вовлеченной в хозяйственный оборот.

- Ежегодный дополнительный объем производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет применения созданных передовых технологий.

- Сохранение рабочих мест в сфере науки.

- Повышение конкурентоспособности создаваемой инновационной продукции.

- Привлечение молодых специалистов ко всем видам инновационной деятельности в рамках выполнения и последующей реализации проектов Программы в системе "Наука - Образование - Производство - Рынок", в том числе научной, инженерной и инжиниринговой, организационно-управленческой и финансово-экономической, производственно-технологической и т.п.

- Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме производства.

Система организации управления и контроля за исполнением Программы

Управление Программой осуществляется Государственным заказчиком - координатором Программы - Комитетом по делам семьи и молодежи города Москвы.

Контроль за ходом исполнения и реализации Программы осуществляет Правительство Москвы.

Государственные заказчики Программы: Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы - отвечают за реализацию Программы, осуществление в установленные сроки мероприятий Программы и целевое использование выделенных на реализацию Программы бюджетных средств.

В соответствии со ст.5, п.2 Закона об инновационной деятельности в городе Москве от 07.07.2004 N 45 по Программе в целом и по соответствующим направлениям научно- технической и научно-производственной деятельности создаются научно-координационные советы для осуществления координации работ, проведения комплексного информационно-экономического анализа хода выполнения проектов и входящих в них разработок, в т.ч. путем проведения семинаров, совещаний, выставок и подготовки на этой основе рекомендаций для принятия управленческих решений.

Для обеспечения достижения конечного результата - освоение производства высокоэффективной продукции (экономически выгодной коммерциализации инноваций) в системе управления Программой реализуется принцип самоорганизации науки, заключающийся в том, что по всем мероприятиям Программы выделяются организации-координаторы, несущие всю полноту ответственности перед Правительством Москвы за эффективное выполнение разработок по приоритетным направлениям в системе "Наука - Инновации - Производство - Рынок":

- "Технология живых систем - Здравоохранение" - МГУ им.М.В.Ломоносова (факультет фундаментальной медицины), МГТУ им.Н.Э.Баумана (факультет биомедицинской техники).

- "Новые материалы" - МИСиС.

- "Городской транспорт" - МИИТ.

- "Энергетика" - МГУ им.М.В.Ломоносова (физический факультет), МЭИ.

- "Эффективное землепользование в условиях крупных городов" - ГУЗ.

- "Строительная индустрия" - МГСУ.

- "Производственные технологии и оборудование"- МГТУ "Станкин".

- "Повышение экологической безопасности города Москвы за счет совершенствования системы природоохранной деятельности" - МИИТ.

- "Информационно-экономический анализ инвестиционной перспективности инновационной продукции" - Ассоциация московских вузов.