Наименование Программы | "О взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в 2007-2009 годах" |
Основание для разработки Программы | Постановление Правительства Москвы и Совета ректоров вузов Москвы и Московской области от 13.12.2005 N 1012-ПП/07/05 "О взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в 2005/2006 учебному году", пункт 26 |
Государственный заказчик - координатор Программы | Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. |
Государственные заказчики Программы | Департамент науки и промышленной политики города Москвы, |
Разработчики Программы | Управление координации деятельности Комплекса социальной сферы города Москвы, |
Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, | |
Совет ректоров вузов Москвы и Московской области. | |
Основные исполнители Программы | Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, |
Департамент науки и промышленной политики города Москвы, | |
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, | |
Департамент земельных ресурсов города Москвы, | |
Департамент имущества города Москвы; | |
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, | |
Департамент здравоохранения города Москвы, | |
Департамент образования города Москвы, | |
Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, | |
Комитет общественных связей города Москвы; | |
Совет ректоров вузов Москвы и Московской области; | |
Сроки и этапы реализации Программы | 2007-2009 годы |
Цель Программы | Расширение участия вузов города Москвы и Московской области в эффективном решении хозяйственно-экономических, социальных и культурных задач города, обеспечивающее осуществление всесторонней инновационной деятельности на важнейших стратегических направлениях: |
- сохранение и развитие научного и педагогического потенциалов государственных вузов, ориентированных на создание и реализацию научных достижений в сфере фундаментальных и прикладных наук и формирование на этой основе новых учебных дисциплин и специальностей; | |
- повышение качества подготовки и переподготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, в особенности в интересах городского хозяйства, в т.ч. в области научно-инновационного предпринимательства; | |
- укрепление социальных гарантий научно-педагогических работников на основе стимулирования инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава; | |
- формирование поколения молодых специалистов, готовых взять на себя ответственность за прогрессивное развитие страны, профессионально и морально подготовленных к осуществлению творческих прорывов в научной и научно-производственной деятельности, созданию атмосферы культуры, мира, ненасилия и межэтнической солидарности. | |
Основные задачи Программы | 1. Повышение результативности использования научно-технического потенциала высшей школы в интересах города, в т.ч. в рамках выполнения крупных межвузовских проектов на основе комплексного решения проблем городского хозяйства, организации выпуска импортозамещающей (экспортоориентированной) продукции, формирования технологических цепочек производства наукоемкой продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. |
2. Максимальная концентрация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов на стратегических направлениях научно-технического прогресса, в особенности на проектах с высокой степенью готовности инновационного продукта. | |
3. Организация с учетом роли ученых города Москвы в инновационном развитии страны совместной деятельности вузовской, академической и отраслевой науки по разработке и внедрению научно-технических (научно-технологических) достижений в перспективные производственные процессы, новые или усовершенствованные товары и услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках. | |
4. Повышение профессионального уровня специалистов, их гражданской ответственности за социально-экономическое и интеллектуальное развитие государства, предусматривающее: | |
- осуществление эффективной, многоуровневой и многоступенчатой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, обеспечивающих их профессиональную и социальную мобильность в условиях формирования рыночной экономики в стране; | |
- широкое вовлечение профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов в научно-внедренческую деятельность путем создания бизнес-инкубаторов, центров технического превосходства, научно-внедренческих структур, интегрированных научно-технических и исследовательских коллективов, и т.п.; | |
- создание с участием вузов на основе всестороннего использования их творческих достижений, в особенности в смежных областях наук, кадрового, лабораторно-исследовательского и экспериментально-производственного потенциалов центров коллективного пользования, малых научно-производственных предприятий, технопарков, кластеров и т.п.; | |
- усиление материальной заинтересованности научно-педагогических кадров в осуществлении эффективной инновационной деятельности. | |
5. Подготовка и регулярное осуществление мероприятий по привлечению молодежи в научно-технологическое инновационное предпринимательство. | |
6. Дальнейшее развитие системы крупных межвузовских проектов, обеспечивающей комплексное решение проблем городского хозяйства на основе интеграции соответствующих разработок вузов, академических и отраслевых институтов со сроком выполнения НИР и ОКР не более 2-3 лет: | |
- I стадия | |
Проведение НИР, включая создание и исследование экспериментальных образцов, в т.ч. в условиях планируемого применения новых технологий (техники), разработку и согласование с профильными органами государственной власти города Москвы инновационных предложений, включающих технико-экономические обоснования и технические задания на выполнение ОКР. | |
- II стадия | |
Проведение ОКР по разработкам, отобранным на конкурсной основе по результатам НИР, для выполнения в полном объеме крупного комплексного проекта, обеспечивающего решение соответствующих проблем городского хозяйства со сроком окупаемости в течение 2-3 лет средств, инвестируемых в проект, за счет сокращения затрат городского бюджета на приобретение соответствующих материалов, изделий, услуг с учетом интегрального показателя "Цена/качество" и налоговых поступлений в бюджет города в результате производственной (коммерческой) реализации инноваций. | |
7. Мониторинг научно-технического потенциала вузов и определение по его результатам номенклатуры разработок, обеспечивающих на федеральном и региональном уровнях создание технологий (техники), существенно опережающих мировой уровень. | |
8. Информационно-экономический анализ технической, технологической, производственной и рыночной перспективности инновационной продукции, планируемой к созданию в 2008-2009 годах и последующей реализации; подготовка на этой базе планов внедрения новых технологий (техники), в т.ч. на основе взаимодействия государственного и частного капитала. | |
9. Организация целевой подготовки (переподготовки) кадров в направлении повышения их социальной и профессиональной мобильности, развития ответственности, интеллектуальной толерантности, здорового образа жизни в системах: | |
- Средняя школа - Вуз; | |
- Вуз - Производственная деятельность в условиях профильных предприятий; | |
- Вуз - Научно-производственные инжиниринговые, предпринимательские структуры, обеспечивающие решение реальных прикладных задач при выполнении студенческих научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, дипломных проектов, диссертаций; | |
- Спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, молодежные средства коммуникаций и информации. | |
10. Проведение в течение 2-3 лет перспективных исследований, направленных на создание "прорывных" технологий, обеспечивающих инновационное развитие производственной инфраструктуры в 2010-2015 годах. | |
11. Разработка в соответствии с действующим законодательством финансово-экономических схем эффективной рыночной реализации научно-технических достижений в интересах города в системе "Разработчик - Потребитель - Производитель - Инвестор". | |
12. Создание организационно-экономических механизмов формирования научно-внедренческих структур (бизнес-инкубаторы, конструкторские бюро, в особенности молодежные, научно-исследовательские лаборатории и центры и т.п.) и научно-производственных организаций (малые предприятия, технопарки, кластеры и т.п.), ориентированных на осуществление выпуска и внедрение (коммерческую реализацию) конкурентоспособной продукции. | |
13. Формирование с учетом Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ, ст.7, проблемно-ориентированных конкурсных комиссий с участием представителей производственных (научно-производственных) организаций, являющихся потенциальными потребителями новых технологий, профильных органов государственной власти города Москвы, Ассоциации московских вузов. | |
14. Создание условий для привлечения в научно-производственную сферу высококвалифицированных кадров. | |
15. Увеличение числа специалистов, занятых в научно-технических и научно-производственных секторах городского хозяйства. |
Основные мероприятия Программы | NN | Наименование среднесрочных подпрограмм | ||||||
1. | Среднесрочная программа | |||||||
2. | Среднесрочная программа | |||||||
3. | Среднесрочная программа | |||||||
Финансовое обеспечение Программы | Общий объем финансирования* 396650 тыс.руб., | |||||||
2007 | 2008 | 2009 | Всего | |||||
Объем финансирования по годам | 92000,0 | 120750,0 | 183900,0 | 396650,0 | ||||
Источники финансирования | ||||||||
Текущее бюджетное финансирование, в т.ч. по статьям расходов | ||||||||
Код | Вид расходов | |||||||
211 | Заработная плата | 39018,5 | 54150,6 | 73899,0 | 167068,0 | |||
213 | Начисление на фонд оплаты труда (единый социальный налог) - 26,2%, включая тариф на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 10222,8 | 14187,4 | 19361,5 | 43771,8 | |||
225 | Услуги на содержание имущества | |||||||
226 | Прочие услуги | 23500,0 | 29600,0 | 45000,0 | 98100,0 | |||
290 | Прочие расходы | 2608,4 | 2972,0 | 12489,5 | 18069,9 | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||||||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | 16650,3 | 19840,0 | 33150,0 | 69640,3 | |||
Целевые бюджетные фонды | ||||||||
Федеральный бюджет | ||||||||
Внебюджетные источники (с расшифровкой) | ||||||||
ИТОГО | 92000,0 | 120750,0 | 183900,0 | 396650,0 | ||||
________________ | ||||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - Создание и внедрение перспективных технологий, разработка на этой основе и освоение промышленного выпуска (коммерческой реализации) конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной продукции на стратегических направлениях инновационного развития: | |||||||
- | "Технология живых систем - Здравоохранение"; | |||||||
- | "Новые материалы"; | |||||||
- | "Городской транспорт"; | |||||||
- | "Энергетика"; | |||||||
- | "Эффективное землепользование в условиях крупных городов"; | |||||||
- | "Строительная индустрия"; | |||||||
- | "Производственные технологии и оборудование"; | |||||||
- | "Повышение экологической безопасности города Москвы за счет совершенствования системы природоохранной деятельности"; | |||||||
- | "Построения инновационно-образовательной системы "Наука - Образование - Рынок труда"; | |||||||
- | "Формирование системы "Средняя школа - Вузы - Предприятие - Наука" по приоритетным направлениям развития науки и технологии"; | |||||||
- | "Мониторинг и социологические исследования в студенческой среде, включая формирования банка данных по различным вопросам студенческой жизни; | |||||||
- | "Развитие систем информационного обеспечения молодежной политики". | |||||||
- Экономически эффективное развитие системы "Наука - Инновации - Производство - Рынок", в особенности на основе создания наукоемких производств и научно-внедренческих структур, ориентированных на выпуск, в т.ч. с использованием лабораторной и научно-производственной базы вузов, перспективной, импортозамещающей, экспортоориентированной продукции, обеспечивающих в течение 2-3 лет окупаемость инвестированных в научно-производственную деятельность средств за счет снижения затрат на приобретение соответствующей продукции с учетом интегрального показателя "Цена/Качество", экономии энергетических, финансовых и материальных ресурсов, налоговых поступлений в бюджет города. | ||||||||
- Формирование на стратегических направлениях специализированных инновационных подсистем, обеспечивающих комплексное решение важнейших проблем на базе синтеза новых знаний и интегрированного развития научно-исследовательской, научно-прикладной, научно-образовательной, научно-производственной деятельности экономически высоко эффективное решение важнейших проблем в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в т.ч. создание прорывных технологий, ориентированных на научно-технический прогресс производственной инфраструктуры в 2010-2015 годах. | ||||||||
- Создание необходимой научно-технической базы для реализации программ. | ||||||||
- Рост объемов коммерчески привлекательных результатов НИР и ОКР. | ||||||||
- Рост объемов интеллектуальной собственности, вовлеченной в хозяйственный оборот. | ||||||||
- Ежегодный дополнительный объем производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет применения созданных передовых технологий. | ||||||||
- Сохранение рабочих мест в сфере науки. | ||||||||
- Повышение конкурентоспособности создаваемой инновационной продукции. | ||||||||
- Привлечение молодых специалистов ко всем видам инновационной деятельности в рамках выполнения и последующей реализации проектов Программы в системе "Наука - Образование - Производство - Рынок", в том числе научной, инженерной и инжиниринговой, организационно-управленческой и финансово-экономической, производственно-технологической и т.п. | ||||||||
- Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме производства. | ||||||||
Система организации управления и контроля за исполнением Программы | Управление Программой осуществляется Государственным заказчиком - координатором Программы - Комитетом по делам семьи и молодежи города Москвы. | |||||||
Государственные заказчики Программы: Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы - отвечают за реализацию Программы, осуществление в установленные сроки мероприятий Программы и целевое использование выделенных на реализацию Программы бюджетных средств. | ||||||||
В соответствии со ст.5, п.2 Закона об инновационной деятельности в городе Москве от 07.07.2004 N 45 по Программе в целом и по соответствующим направлениям научно- технической и научно-производственной деятельности создаются научно-координационные советы для осуществления координации работ, проведения комплексного информационно-экономического анализа хода выполнения проектов и входящих в них разработок, в т.ч. путем проведения семинаров, совещаний, выставок и подготовки на этой основе рекомендаций для принятия управленческих решений. | ||||||||
Для обеспечения достижения конечного результата - освоение производства высокоэффективной продукции (экономически выгодной коммерциализации инноваций) в системе управления Программой реализуется принцип самоорганизации науки, заключающийся в том, что по всем мероприятиям Программы выделяются организации-координаторы, несущие всю полноту ответственности перед Правительством Москвы за эффективное выполнение разработок по приоритетным направлениям в системе "Наука - Инновации - Производство - Рынок": | ||||||||
- "Технология живых систем - Здравоохранение" - МГУ им.М.В.Ломоносова (факультет фундаментальной медицины), МГТУ им.Н.Э.Баумана (факультет биомедицинской техники). | ||||||||
- "Новые материалы" - МИСиС. | ||||||||
- "Городской транспорт" - МИИТ. | ||||||||
- "Энергетика" - МГУ им.М.В.Ломоносова (физический факультет), МЭИ. | ||||||||
- "Эффективное землепользование в условиях крупных городов" - ГУЗ. | ||||||||
- "Строительная индустрия" - МГСУ. | ||||||||
- "Производственные технологии и оборудование"- МГТУ "Станкин". | ||||||||
- "Повышение экологической безопасности города Москвы за счет совершенствования системы природоохранной деятельности" - МИИТ. | ||||||||
- "Информационно-экономический анализ инвестиционной перспективности инновационной продукции" - Ассоциация московских вузов. |