Изменение индекса доступности жилья в период 2000-2006 годов
Показатель | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Совокупный годовой доход семьи из 3 чел. (руб.)* | 130000 | 150000 | 198887 | 258156 | 294505 | 366300 | 440000 |
Средняя стоимость одного кв.м жилья (руб.)** | 19600 | 20300 | 28305 | 34860 | 48671 | 60123 | 80820 |
Стоимость 54 кв.м жилья (тыс.руб.) | 912,6 | 1096,2 | 1528,5 | 1882,4 | 2626,6 | 3246,7 | 4364,3 |
Значение индекса доступности жилья (годы) | 7,1 | 7,3 | 7,6 | 7,2 | 8,9 | 8,8 | 9,9 |
Примечание:
* По данным Мосгоркомстата.
** Цены типового панельного жилья в районах массовой застройки.
Кроме того, реализуемыми в рамках городских жилищных программ мерами содействия реально охвачены лишь те москвичи, которые состоят на жилищном учете (7% от населения города Москвы) или проживают в ветхих и аварийных домах, общежитиях.
В результате наблюдается рост неудовлетворенности горожан своими жилищными условиями. Так, по данным социологических опросов, желают улучшить свои жилищные условия не менее 50% семей, проживающих в Москве. Среди граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ускорить решение жилищной проблемы, воспользовавшись возмездными формами предоставления жилых помещений, желают более 62% семей. Из них около 41% готовы воспользоваться более благоприятной ценовой ситуацией на рынке жилья в ближнем Подмосковье.
В целях координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы в области жилищного строительства постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2006 года N 268-ПП утверждены Среднесрочная программа жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 годов и задания до 2010 года.
В соответствии с этой программой будет обеспечено строительство объектов жилищного фонда в объеме 22,6 млн.кв.м, что позволит направить для решения общегородских социальных задач 9,49 млн.кв.м жилой площади и улучшить жилищные условия 166,5 тыс.семей москвичей, в том числе 79 тыс.семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и 41 тыс.молодых семей. Ожидается, что этим будет обеспечено сокращение количества семей, состоящих на жилищном учете, на 5% ежегодно и достигнуто к 2010 году время ожидания предоставления жилого помещения очереднику около 10 лет.
С другой стороны, анализ реализации в Москве жилищных программ показывает, что исключительно за счет нового строительства жилья на территории города Москвы перечисленные проблемы улучшения жилищных условий москвичей решены быть не могут. Острота проблем в жилищной сфере для всех категорий населения Москвы, а также важность решения новых задач социально-экономического и демографического развития города, вытекающих из послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года и приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", требуют разработки и реализации новых и более масштабных планов по повышению доступности жилья для москвичей, предусматривающих, помимо намеченного, следующее:
- создание особого режима протекционизма на столичном рынке жилья для москвичей, постоянно проживающих на законных основаниях в городе Москве не менее 10 лет, в целях уменьшения дисбаланса между спросом и предложением, являющимися основным источником роста цен на жилые помещения;
- охват мероприятиями Среднесрочной жилищной программы не только граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и признанных в установленном порядке нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий, а также других групп москвичей с дифференциацией по уровню жилищной обеспеченности и доходов;
- достижение максимально возможной эффективности использования городского жилищного фонда и бюджетных средств, выделяемых на реализацию городских жилищных программ;
- увеличение объема предоставления жилья москвичам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, и сокращение максимального срока ожидания улучшения их жилищных условий до 10 лет;
- конкретизацию в жилищных программах целевых показателей, установленных Среднесрочной программой жилищного строительства в городе Москве.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность разработки настоящей городской Среднесрочной жилищной программы.