Недействующий

О Городской целевой программе "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2007-2009 годы" (с изменениями на 28 июля 2009 года) (утратило силу с 16.11.2010 на основании постановления Правительства Москвы от 02.11.2010 N 1000-ПП)

2. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена программа, и оценка сложившейся ситуации


Сложившаяся ситуация в сфере промышленной деятельности в городе Москве определяется системой количественных показателей и качественных оценок фактического состояния и основных итогов промышленной деятельности за период реализации Программы на 2004-2006 годы - стартовыми условиями развития промышленного потенциала в городе Москве на 2007-2009 годы.

В качестве позитивных характеристик сложившейся ситуации рассматриваются:

Повышение социального статуса работников промышленности, обусловленное, прежде всего, ростом заработной платы. Среднегодовой темп роста заработной платы в промышленности за 2004-2005 годы составил 122,8%*, в т.ч. за 2005 год - 119,8%.

________________

* Здесь и далее по этому разделу в целях обеспечения сопоставимости данных отчетного периода значения показателей приведены к системе статистической отчетности по ОКОНХ.


Наличие положительных результатов в развитии системы обеспечения качества и сертификации продукции, информационно-рекламной и имиджевой поддержки промышленности как необходимого условия для увеличения спроса на промышленную продукцию (услуги).

Выполнение промышленностью определенных социальных функций, которые нуждаются в сохранении (занятость, наполнение городского бюджета, выпуск товаров по доступным для широких слоев населения ценам).

Начавшийся процесс реорганизации производственных территорий, формирования в городе промышленных зон, предназначенных для осуществления научной и промышленной деятельности, создания на новых территориях, а также на действующих производствах высокопроизводительных производственных мощностей.

Формирование в городе особых экономических зон (в первую очередь, технико-внедренческой зоны в городе Зеленограде) при участии Правительства Российской Федерации, Правительства Москвы, организаций науки и промышленности.

Обеспечение высокого индекса промышленного производства: в среднем за 2004-2005 годы он составил 110,6% (в т.ч. за 2004 год - 109,2%, за 2005 года - 112,0%).

Преодоление в 2004-2005 годах негативной ситуации предыдущих периодов, связанной с задолженностью организаций промышленности перед контрагентами, включая бюджеты всех уровней бюджетной системы.

Темпы роста прибыли организаций промышленности превышают темпы роста производства: среднегодовое их значение за 2004-2005 годы составило 117,0%, в том числе за 2005 год -137,2%.

Достаточно высокий среднегодовой темп роста налоговых поступлений организаций промышленности в городской бюджет, составивший за 2004-2005 годы - 114,3%.

Наличие задела в виде обновленных в ходе технико-технологического перевооружения производств и вновь созданных производственных мощностей, в том числе за счет поддержки реализации соответствующих проектов в рамках Программы.

В то же время ряд характеристик промышленной деятельности имеет негативную направленность, сдерживающую дальнейшее развитие промышленности города. Основными из них являются:

В 2004 году износ основных промышленно-производственных фондов (ОППФ) составил 56,2%, коэффициент обновления ОППФ - 6,4%, коэффициент выбытия ОППФ - 1,5%. Доля инвестиций в основой капитал обрабатывающих производств в 2005 году составила всего 3,1% (по промышленности в целом без добычи полезных ископаемых - 11,3%) от общего объема инвестиций по всем видам экономической деятельности в городе. Поток инвестиций, поступающих в промышленность города, нестабилен: среднегодовой индекс инвестиций в ОППФ составил в 2004-2005 годах 111,1%, в то время как в 2005 году индекс инвестиций составил лишь 92,3%.

Сохраняющаяся, несмотря на стабилизацию численности занятых в промышленности, многоаспектность проблемы кадров, которая проявляется в:

- ежегодном увеличении дефицита рабочих и инженерных кадров в промышленности из-за разрушения за годы реформ системы подготовки, переподготовки и закрепления молодых специалистов, что расширяет границы несоответствия сложившейся на практике профессионально-квалификационной и возрастной структуры требованиям обеспечения высокотехнологичного промышленного производства. В настоящее время возрастной уровень работников старше 50 лет составляет 40-50% от общей численности занятых в промышленности;

- значительной дифференциации в уровне заработной платы работников различных отраслей промышленности.

Имеющийся дефицит энергетических ресурсов обусловливает необходимость создания новых генерирующих мощностей и объектов сетевого строительства, широкого применения энергосберегающих технологий.

Низкий уровень востребованности результатов прикладной (отраслевой) науки в целях освоения новой научно-технической продукции в производстве.

По-прежнему существуют проблемы, связанные с реализацией продукции, что требует повышения ее конкурентоспособности.

Уровень инвестиционной привлекательности организаций промышленности ниже уровня инвестиционной привлекательности земельных участков, на которых они расположены (особенно в центральной части города), что приводит к продолжению процесса недружественных поглощений и непроизводственного перепрофилирования этих организаций.

Продолжающийся процесс ликвидации отдельных предприятий промышленности приводит к разрыву существующих технологических цепочек. Рост цен на сырье и комплектующие обостряет проблему поиска и расширения устойчивых взаимовыгодных кооперационных связей и развития сырьевой базы московской промышленности.

Имеются специфические проблемы предприятий ОПК.

В промышленности Москвы преобладают такие виды производства, как производство пищевых продуктов, включая напитки и табак (20,3%) и машиностроение: производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования (14,7%). От общего объема производства в 2005 году производство нефтепродуктов составило 13,6%. По данным за 2005 год на долю экспорта из города Москвы продукции топливно-энергетического комплекса приходилось 34,0%, машиностроения - 14,6%, продовольственных товаров и сырья для их производства - 2,3%. В то же время на долю импорта продукции машиностроения приходилось в 2005 году 49,4%, продукции нефтехимического комплекса - 23,5%, продовольственных товаров - 12%.

Указанные негативные тенденции, сохранение динамики позитивных результатов промышленной деятельности обусловливает необходимость дальнейшего применения программно-целевого метода.

Приоритет промышленности, как важной составной части экономики города, закреплен Законом города Москвы N 21 от 16 июня 1999 года "О промышленной деятельности в городе Москве", определившим, начиная с 1999 года, порядок формирования и реализации промышленной политики, как составной части социально-экономической политики, проводимой органами исполнительной власти города Москвы, и инструмента ее реализации - Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на определенный период.