Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования порядка эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и контроля за ее осуществлением на основе обобщения практики применения Федерального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
Основной задачей представленного законопроекта является совершенствование порядка регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, обеспечение соответствия государственных и муниципальных заимствований нормам бюджетного законодательства.
Практика применения Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" пошла по пути ежегодного утверждения и регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг. Подобное положение приводит к тому, что однотипные ценные бумаги одного эмитента выпускаются в соответствии с различными условиями эмиссии и обращения. Это создает неудобства для инвесторов и может создать ситуацию, при которой объем их прав по различным выпускам одних и тех же ценных бумаг может быть разным.
Другой проблемой, возникающей в ходе применения указанного Федерального закона, является расплывчатость оснований для отказа в регистрации условий эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Так, положение о том, что в регистрации может быть отказано в случае нарушения эмитентом требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о ценных бумагах (статья 10 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"), вынуждает Министерство финансов Российской Федерации осуществлять всеобъемлющую проверку бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования на соответствующий финансовый год, а нередко и за предшествующие финансовые годы. При этом решение об отказе в регистрации зачастую принимается Министерством финансов Российской Федерации по причинам, не связанным с эмиссией государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг.
В целях устранения указанных недостатков представленный законопроект предполагает:
1) установление по аналогии с условиями эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации неограниченного срока действия для условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг. Это позволит унифицировать условия эмиссии и обращения однотипных ценных бумаг одного эмитента и будет способствовать дальнейшему развитию рынка субфедеральных долговых обязательств (пункт 5 статьи 1 законопроекта);
2) формализацию и упрощение порядка регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг Министерством финансов Российской Федерации. Основной целью данной регистрации должно стать обеспечение соответствия условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг законодательству Российской Федерации, посвященному правовому регулированию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. При этом вводится закрытый перечень оснований для отказа в регистрации Министерством финансов Российской Федерации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг (пункт 6 статьи 1 законопроекта);
3) формализацию ежегодной регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрации о выпуске государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг в соответствующем финансовом году, аналогом которой в настоящее время является ежегодная регистрация условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг. Предусматривается также закрытый перечень бюджетных показателей, подлежащих проверке при осуществлении регистрации решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрации о выпуске государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг в соответствующем финансовом году, а также закрытый перечень оснований для отказа в такой регистрации (пункт 7 статьи 1 законопроекта).
Представленный законопроект предусматривает уточнение ряда положений Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг":
1) уточнение положений статьи 12 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" о порядке раскрытия информации, связанное с изменениями, вносимыми представленным законопроектом в порядок эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, направленное в том числе на повышение информированности инвесторов о финансовом состоянии заемщика (пункт 9 статьи 1 законопроекта);
2) устранение внутренних противоречий и совершенствование юридической техники изложения Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (пункты 1-4, 8, 10 и 11 статьи 1 законопроекта).
Кроме того, отменяется часть вторая статьи 38 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", противоречащая положениям Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" о порядке утверждения объема эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг (статья 2 законопроекта).