Комплекс мероприятий призван обеспечить интересы жителей города в товарах и услугах по ценам, соответствующим среднему и ниже среднего уровням. Будет продолжена политика социальной поддержки малообеспеченных и социально незащищенных групп населения.
Целевая группа - 1,8 млн. жителей Москвы со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума, составляющая 17,4% общей численности населения города. В целевую группу входят также инвалиды и участники ВОВ, труженики тыла и другие льготные категории граждан, учащиеся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ города.
Предполагается осуществить следующие основные группы мероприятий.
1. Предоставление субсидий на приобретение продовольственных товаров малообеспеченным категориям граждан. Обеспечивается за счет финансирования из средств городского бюджета в рамках Комплексной программы мер социальной защиты жителей города Москвы.
2. Стимулирование создания и развития социально ориентированных предприятий. Основывается на специальной подпрограмме. Обеспечивается за счет льгот по арендной плате, выделения нежилых помещений и земельных участков, обусловленных целевым использованием выделяемого имущества и соблюдением ограничений по уровню цен и обеспечению качества реализуемых товаров и предоставляемых услуг. Участниками подпрограммы являются аккредитованные предприятия торговли, общественного питания и бытовых услуг, предприятия шаговой доступности, а также предприятия потребительского рынка, иными способами участвующие в решении социальных задач (предоставление скидок в рамках собственных дисконтных программ, адресная благотворительная помощь и т.д.).
За счет реализации мероприятий подпрограммы предусматривается повысить в два раза удельный вес социально ориентированных предприятий в общем количестве предприятий потребительского рынка и услуг с 6,3% в 2006 году до 12,3% в 2009 году.
3. Возможная альтернатива аккредитации состоит в поэтапном переходе от льгот, предоставляемых аккредитованным предприятиям торговли, общественного питания и бытового обслуживания по арендной плате, к осуществлению прямых денежных выплат социально незащищенным категориям населения с использованием социальной карты москвича. Так, программой на 2004-2006 годы предусматривалось ее внедрение в качестве учетно-дисконтной в 287 предприятиях. Фактически на начало 2006 года социальная карта внедрена в 811 предприятиях. Однако практическое использование этой альтернативы потребует дополнительных расходов бюджета на компенсацию затрат по ценовой поддержке, времени на организацию новых процедур, организационной подготовки и разъяснительной работы. Поэтому такая альтернатива может найти широкое применение через 2-3 года после ее тщательной проработки и социально-экономического обоснования. Это позволит повысить эффективность социальной политики, проводимой городом в сфере потребительского рынка и услуг.
4. Использование механизмов финансовой поддержки из средств городского бюджета программ оптовых поставок продовольствия, формирования городского заказа и городского резервного продовольственного фонда, реализации продукции предприятиям и учреждениям социальной сферы по схеме товарного кредита.
5. Совершенствование организации питания учащихся образовательных учреждений города Москвы. Обеспечивается на основе улучшения рационов питания, внедрения новых технологий приготовления пищи и форм обслуживания, строительства новых и реконструкции существующих предприятий школьного питания. Предусматривается поэтапное внедрение системы расчетов за питание с применением карты учащегося в образовательных учреждениях города.
________________
Проект "Карта учащегося" реализуется в рамках проекта "Социальная карта москвича".
6. Увеличение объемов услуг и расширение сети предприятий общественного питания и бытового обслуживания, участвующих в обеспечении мер социальной защиты жителей Москвы, в том числе предоставляющих услуги малообеспеченным категориям граждан и инвалидам в Центрах социального обслуживания населения.
7. Оснащение предприятий потребительского рынка устройствами и приспособлениями для обслуживания инвалидов и пожилых жителей.
8. Организация системы социального мониторинга в сфере потребительского рынка и услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Целевые показатели решения задачи представлены в таблице 3.