Москва - единственный субъект Российской Федерации, где дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания на государственной или семейной форме воспитания своевременно получают отдельные благоустроенные квартиры.
Законом города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" закреплен сложившийся с 1999 года порядок предоставления жилья детям-сиротам.
Между тем в июле 2005 года Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обратился к Мэру Москвы Ю.М.Лужкову с предложением изменить условия и порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предлагая, в частности, оформлять квартиры по договорам социального найма, направлять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не только в квартиры в домах-новостройках, но и на площадь за выбытием граждан. Также обсуждалась возможность предоставления квартир не через ГУП "Моссоцгарантия", а через префектуры административных округов.
Считаю, что предложения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы не могут быть поддержаны, так как приведут к нарушению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ухудшению положения с обеспечением жильем указанной категории детей в городе Москве, ущемлению интересов города.
Предоставление жилых помещений указанной категории москвичей не по договорам безвозмездного пользования, а по договорам социального найма позволит детям-сиротам совершенно бесконтрольно производить обмен данного жилья на жилые помещения какого угодно качества в любом населенном пункте Российской Федерации. Практика работы Уполномоченного свидетельствует, что недобросовестные риэлтеры и жилищные мошенники широко используют этот легальный механизм отъема жилья у граждан из "группы риска" в качестве притворной сделки, прикрывая им сделки купли-продажи жилых помещений.
Сироты будут терять московское жилье, оказываться "на улице", город станет косвенно спонсировать жилищных мошенников и лишаться жилья социального использования.
Предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через административные округа, а не через ГУП "Моссоцгарантия", разрушит сложившийся за последние шесть лет и показавший свою высокую эффективность механизм централизованного обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при котором контроль за предоставлением, сохранностью, целевым использованием жилья сиротами, оформлением необходимых документов, сбор и анализ всей информации по данному вопросу сосредоточен в одной организации, подотчетной Правительству Москвы.
Неизбежно возникнут споры о том, какой административный округ должен обеспечивать жильем того или иного сироту. Не удастся сохранить единые критерии: требования к документам, предоставляемым детскими сиротскими учреждениями и попечителями; основания и порядок предоставления жилья детям-сиротам; качество предоставляемого жилья.
С сожалением следует отметить, что в последнее время имеют место случаи, когда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предлагаются очень маленькие квартиры за выбытием граждан (общая площадь 20-22 кв.метра, жилая - 12-13 кв.метра, кухня - 4 кв.метра, в которой размещена также и душевая кабина). Очевидно, что предоставление таких жилых помещений выпускникам детских домов с учетом их социального статуса, тяжелого материального положения означает, что в дальнейшей самостоятельной жизни они вряд ли смогут улучшить свои жилищные условия и будут вынуждены проживать в жилых помещениях, не отвечающих санитарным нормам.
Предоставление жилья детям-сиротам с использованием площади за выбытием граждан предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 31 августа 1999 года N 797 "О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-интернатов". Однако необходимо строго выполнять указанные в постановлении жесткие требования к предоставляемым лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещениям (в квартирах должен быть произведен ремонт, заменены неисправные сантехническое оборудование и кухонные плиты, жилье должно быть юридически и фактически свободным, пригодным для заселения и проживания).
Имеются случаи, когда социально незрелая часть выпускников использует предоставленные квартиры не по назначению. Однако указанные обстоятельства очень часто являются недоработкой детских домов и школ-интернатов, и это не должно ограничивать права других детей на нормальное жилье, отвечающее санитарным и техническим нормам, требованиям благоустроенности применительно к условиям города Москвы.
Очень серьезной проблемой является то, что вселение выпускников интернатных учреждений во вновь предоставляемые квартиры по договорам безвозмездного пользования осуществляется с очень большой задержкой, так как много времени уходит на оформление прав собственности города на вновь возводимые дома. В связи с чем огромное число выпускников, в отношении которых Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа приняты положительные решения о предоставлении жилых помещений, не могут своевременно вселиться в квартиры.
Так, в 2005 году Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа приняты решения по обеспечению жильем 561 человека. Однако вселиться в квартиры в 2005 году не смог ни один из них. К сожалению, первые договоры аренды из Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы поступили в ГУП "Моссоцгарантия" лишь в январе 2006 года. В связи с невозможностью вселиться в свое жилье воспитанники интернатных учреждений вынуждены длительное время проживать в детских домах и школах-интернатах, что приводит к превышению плановой наполняемости в этих учреждениях и не позволяет размещать вновь поступающих детей, а дети-сироты по окончании попечительства проживают у посторонних граждан или на съемных квартирах. При этом не принимается в расчет, что выпускники интернатных учреждений в прямом смысле находятся на улице, каждый день, каждая ночь несут угрозу их жизни и здоровью.
Полагаю, что во избежание дальнейшего грубого нарушения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с федеральным и московским законодательством имеют дополнительные гарантии права на жилье, Федеральная регистрационная служба по городу Москве совместно со всеми заинтересованными ведомствами должна пересмотреть сроки оформления, согласования и выдачи договоров передачи жилья в собственность города.
С учетом вышеизложенного считаю, что нельзя допустить сворачивания достижений в области обеспечения и защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве, наработанных в ходе шестилетнего применения постановления Правительства Москвы от 31 августа 1999 года N 797, и имеет смысл обсудить складывающуюся ситуацию в более широком масштабе.
Остро стоит вопрос об освидетельствовании выпускников интернатных учреждений на предмет установления возможности их самостоятельного проживания для заключения с ними договоров безвозмездного пользования. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ разрушен ранее действовавший механизм установления возможности самостоятельного проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через бюро медико-социальной экспертизы. 1 января 2005 года создано Федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г.Москве", которое вправе осуществлять освидетельствование только лиц, имеющих группу инвалидности.
Отсутствие освидетельствования выпускников интернатных учреждений на возможность самостоятельного проживания отрицательно скажется как на самих детях-сиротах, так и на их окружении.
Для решения данного вопроса 19 января 2006 года в Департаменте социальной защиты населения города Москвы было проведено рабочее совещание с участием представителей заинтересованных ведомств (здравоохранения, образования, ГУП "Моссоцгарантия", ФГУ ГБ МСЭ по городу Москве) и Уполномоченного по выработке единого подхода в решении поставленной задачи. Было принято решение о создании городской межведомственной комиссии по освидетельствованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников коррекционных детских домов и школ-интернатов на предмет возможности их самостоятельного проживания.
Отдельные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подают своевременно документы на предоставление жилья своим выпускникам. Так, Павел Г., 21 год, в связи с отсутствием жилья вынужден до настоящего времени проживать в детском доме N 70.
Роман И., 23 лет, в связи с отсутствием места для проживания до сих пор проживает в детском доме N 21.
Елена С., 1982 года рождения, вместе с одинокой матерью и четырьмя несовершеннолетними братьями была зарегистрирована и проживала в 3-комнатной квартире в городе Москве. В 1991 году в связи с уклонением матери от воспитания и материального содержания дочери была направлена в социальный приют, а с 1995 года до 2001 года воспитывалась в детском доме N 5 города Москвы. В период пребывания девочки на полном государственном обеспечении матерью в октябре 1994 года был произведен обмен квартиры в городе Москве на квартиру в городе Балашихе Московской области. По окончании пребывания на государственной форме воспитания администрация детского дома N 5 возвратила Елену С. для проживания в квартире в городе Балашихе Московской области с матерью, лишенной родительских прав. В настоящее время в квартире зарегистрированы и фактически проживают мать Елены С., три ее брата 18, 19 и 20 лет. Задолженность по оплате коммунальных платежей составляет 51900 рублей. Мать продолжает вести аморальный образ жизни и злоупотребляет спиртными напитками.
В связи с невозможностью совместного проживания с матерью, лишенной родительских прав, Елена С. с годовалой дочерью живут в Москве в квартире посторонних граждан, которые в период ее пребывания в детском доме брали Елену в свою семью на выходные и праздничные дни.
Органы опеки и попечительства также не принимают своевременных мер для обеспечения подопечных жильем.
Так, документы на Игоря Ж., 25 лет, были поданы органом опеки и попечительства района Замоскворечье через аппарат Уполномоченного лишь в 2005 году, хотя в комнате площадью 15,7 кв.метров квартиры коммунального заселения постоянно зарегистрированы пять граждан, не являющихся членами семьи.
Орган опеки и попечительства района Нагатинский затон не занимался решением вопроса о предоставлении жилья сироте Николаю И., 1986 года рождения, и лишь в декабре 2005 года по требованию Уполномоченного представил необходимые документы.
Орган опеки и попечительства района Теплый Стан не стал вовсе решать вопрос обеспечения жильем подопечного Ильи К., 1983 года рождения, и Уполномоченный также вынужден был заниматься решением его жилищного вопроса.