На современном этапе развития общества решение проблем инвалидности и инвалидов провозглашается одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Москва как субъект Российской Федерации принимает активное участие в реализации общегосударственной социальной политики в отношении инвалидов, самостоятельно разрабатывая меры и осуществляя мероприятия в этой области.
Реализация задач в данном направлении осуществляется через принимаемые Московской городской Думой законы и Мэром Москвы, Правительством Москвы постановления и распоряжения, а также городские целевые программы.
Принятые в 2005 году законы города Москвы "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве", "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве" свидетельствуют о стремлении органов государственной власти города Москвы не снижать планку социальной защищенности инвалидов, ранее установленную федеральным законодательством, в области их социальной поддержки и социального обслуживания.
По данным Департамента социальной защиты населения города Москвы, численность детей-инвалидов, состоящих на учете в банке данных города Москвы "Инвалиды", по состоянию на 1 января 2006 года составляет 27,4 тыс. человек.
Основная часть детей-инвалидов проживает в семьях (24,3 тыс. человек).
Появление в семье ребенка-инвалида существенно меняет экономическое, социальное и психологическое состояние семьи, которая зачастую вынуждена кардинально менять образ жизни с учетом новых проблем и трудностей, связанных с лечением, воспитанием и обучением ребенка-инвалида.
Анализ обращений, поступивших к Уполномоченному, показывает, что положение детей-инвалидов, несмотря на существующую систему социальной поддержки, остается тяжелым.
Это в первую очередь касается проживания детей-инвалидов в неблагоприятных жилищных условиях. В 2005 году к Уполномоченному поступило 21 обращение с просьбой помочь семьям, имеющим детей-инвалидов, в решении их жилищной проблемы.
Такие семьи зачастую проживают в жилых помещениях, где отсутствуют минимальные условия для полноценного воспитания, развития и реабилитации тяжело больных детей. Это в свою очередь отрицательно влияет на здоровье детей, приводит к обострению их заболеваний.
В 2005 году 89 московских семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, получили отдельные квартиры. Однако следует отметить, что за последние 2 года положение с обеспечением семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями изменилось в худшую сторону.
Так, согласно Закону города Москвы от 23 января 2002 года N 2 "О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2002-2003 годах" семьи, имеющие детей-инвалидов, получали жилье в течение 5 лет после постановки их на учет по улучшению жилищных условий. Этот срок сокращался до 4 лет, если семья имела не менее двух детей-инвалидов, и до трех лет, если семья проживала в условиях коммунального заселения.
В 2005 году согласно постановлению Правительства Москвы от 31 мая 2005 года N 382-ПП "Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2004 году и о городских жилищных программах на 2005 год" такие семьи обеспечивались жилыми помещениями при условии принятия их на учет в качестве нуждающихся до 1 января 1988 года.
Во многом данное изменение объясняется тем, что с 2004 года в городе пересмотрен принцип определения ежегодных приоритетов предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений из фондов города. В настоящее время основным критерием включения в ежегодно утверждаемые Правительством Москвы приоритеты является не социальный статус семьи, а год постановки на учет по улучшению жилищных условий.
При этом семьи, имеющие детей-инвалидов, как правило, не имеют возможности приобрести квартиру на собственные средства или арендовать жилье, поскольку многие родители вынуждены увольняться с работы для ухода за больными детьми, а также тратить средства на их лечение и реабилитацию.
К Уполномоченному обратилась Б. с просьбой помочь в решении жилищной проблемы ее семьи. Она с дочерью и мужем проживает в комнате площадью 13,7 кв.метров в двухкомнатной коммунальной квартире, где сложилась тяжелая психологическая обстановка, вызванная постоянными конфликтами с соседями.
Дочь заявительницы страдает тяжелой формой инсулинозависимого диабета I типа.
Неблагоприятные жилищные условия, а также постоянные конфликты с соседями по квартире отрицательно влияют на ее здоровье, вызывая обострения заболевания. За последние 5 лет девочка более 10 раз находилась на лечении в Морозовской детской больнице.
Как отмечают лечащие врачи, по состоянию здоровья ребенку противопоказано проживание в условиях коммунальной квартиры, но так как семья Б. встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2000 году, это не позволяет ей получить жилье в ближайшее время.
Единственная надежда остается на Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, руководство которого в ряде случаев по ходатайствам Уполномоченного, в порядке исключения, положительно решает вопрос о предоставлении жилья семьям с детьми-инвалидами. Однако это единичные случаи, которые не решают проблему в целом.
К сожалению, возможности города не безграничны и городские власти не могут в полной мере и за короткие сроки обеспечить все семьи, имеющие детей-инвалидов, благоустроенными жилыми помещениями.
Одним из вариантов решения данной проблемы является разработка и реализация в Москве целевой программы по обеспечению семей, имеющих детей-инвалидов, которые страдают определенными видами заболеваний, необходимой жилой площадью. Это в какой-то степени поможет улучшить ситуацию в данной области.
В заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка от 30 сентября 2005 года по итогам рассмотрения третьего периодического доклада Российской Федерации о реализации в России Конвенции ООН о правах ребенка была отмечена "недостаточность предпринимаемых усилий по включению детей-инвалидов в основную систему образования".
По мнению комитета, это связано с тенденцией направлять детей-инвалидов в коррекционные вспомогательные школы и коррекционные классы. Также особую озабоченность членов комитета вызвала "чрезмерная представленность детей-инвалидов в школах-интернатах". В связи с этим Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал Российской Федерации принять все необходимые меры по установлению контроля над помещением детей-инвалидов в школы-интернаты в целях ограничения этой практики исключительно случаями, когда это отвечает интересам ребенка, а также "создать равные возможности обучения для детей-инвалидов, в том числе посредством прекращения использования коррекционных вспомогательных школ и коррекционных классов, оказания необходимой поддержки и обеспечения подготовки учителей для обучения детей-инвалидов в обычных школах".
Данная проблема существует и в Москве. Большую обеспокоенность вызывает распространившаяся практика помещения детей-инвалидов в детские дома-интернаты системы социальной защиты.
В настоящее время в системе социальной защиты населения города Москвы функционирует 8 детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, в которых на полном государственном обеспечении находятся 2053 ребенка-инвалида в возрасте от 4 до 18 лет. При этом 58% составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Много вопросов возникает к деятельности Городской медико-психолого-педагогической комиссии, которая зачастую играет зловещую роль в судьбе детей-инвалидов, особенно детей-сирот. Именно она осуществляет дифференцированный отбор детей с недостатками в умственном развитии в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для умственно отсталых детей, в том числе решает вопросы о направлении в учреждения Департамента социальной защиты населения детей, не подлежащих обучению в специальных образовательных учреждениях по состоянию здоровья и интеллекта.
Детям, порой вполне способным к обучению, но по разным причинам отстающим в развитии, а зачастую просто социально и педагогически запущенным, ставится диагноз "необучаемый ребенок". После этого их помещают в детские дома-интернаты системы социальной защиты города Москвы, где образованием таких детей занимаются формально или не занимаются вовсе.