К Уполномоченному в 2005 году поступил ряд обращений по вопросу отказа в выдаче страховых медицинских полисов и оказании медицинской помощи несовершеннолетним.
В качестве примера можно привести следующую ситуацию.
К Уполномоченному обратилась несовершеннолетняя О., 1989 года рождения. Она родилась в городе Москве, проживала с матерью в квартире ее знакомого.
Ни мать, ни дочь по месту фактического проживания зарегистрированы не были. Другого жилого помещения на территории города Москвы или в других субъектах Российской Федерации они не имели.
Мать ненадлежащим образом заботилась о девочке, несовершеннолетняя не обучалась в образовательных учреждениях, не наблюдалась в поликлинике.
О. не была застрахована по программе обязательного медицинского страхования (ОМС) ни в городе Москве, ни на территории других субъектов Российской Федерации. Она является неидентифицированным пациентом, то есть лицом без определенного места жительства (без паспорта или с паспортом при отсутствии регистрации по месту пребывания в городе Москве) (пункт 2 Порядка и условий предоставления медицинской помощи по Московской городской программе ОМС, утвержденных приказом Комитета здравоохранения города Москвы и Московского городского фонда обязательного медицинского страхования от 12 июля 2002 года N 352/75).
О. указала, что обращалась в медицинское учреждение по вопросу оказания медицинской помощи, в чем ей было отказано, так как отсутствовал полис. Несовершеннолетняя просила помочь ей в получении полиса.
В другом случае гражданин Т. написал заявление о нарушении прав своей малолетней дочери Полины, которая с 29 июня 2005 года проживает с отцом. До этого она жила с матерью Б. в городе Москве по другому адресу. В октябре 2005 года мать незаконно сняла дочь с регистрационного учета в городе Москве и зарегистрировала ребенка в Краснодарском крае, а квартиру продала.
В настоящее время мать ребенка арестована по обвинению в мошенничестве. Никаких документов, кроме свидетельства о рождении, школьной медицинской карты и личного дела из школы, у девочки не было. Т. обратился в страховую компанию "Спасские ворота" по вопросу выдачи полиса. Ему было отказано. Как сообщил Т., это было связано с тем, что дочь не была зарегистрирована по месту жительства в городе Москве. Все доводы Т. о том, что ребенок с рождения проживает в городе Москве, никуда не выезжал, потерял регистрацию по вине матери, действия не возымели.
Только по ходатайству Уполномоченного Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, учитывая обстоятельства дел, выдал страховые медицинские полисы несовершеннолетним О. и Т.
Следует отметить, что отсутствие страхового медицинского полиса у ребенка не является препятствием для получения им бесплатной медицинской помощи в городе Москве.
Согласно пункту 3 Порядка и условий предоставления медицинской помощи по Московской городской программе ОМС экстренная и неотложная помощь в городе Москве на догоспитальном этапе и в период госпитализации предоставляется в том числе неидентифицированным пациентам бесплатно в объеме Московской городской программы ОМС независимо от наличия полиса.
В соответствии с пунктом 6 вышеуказанного нормативного акта предоставление плановой амбулаторно-поликлинической помощи неидентифицированным пациентам осуществляется по решению главного врача медицинского учреждения по месту фактического пребывания ребенка в городе Москве.
Стационарная медицинская помощь предоставляется детям по направлению Комитета здравоохранения города Москвы.
Несмотря на то, что правовые основания для оказания медицинской помощи предусмотрены нормативными правовыми актами города Москвы, жители города далеко не всегда знакомы с указанными положениями.
Практика показала, что в медицинских учреждениях гражданам подробно не разъясняют их права либо вообще не информируют о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в Москве, иначе бы граждане не обращались по данному вопросу к Уполномоченному.
Согласно пункту 6.2 Правил обязательного медицинского страхования населения города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 26 февраля 2002 года N 141-ПП, полисы ОМС выдаются в городе Москве страховыми медицинскими организациями гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим место жительства в городе Москве.
С указанными положениями нельзя согласиться, так как они могут привести к ограничениям прав и взрослых, и детей на получение бесплатной медицинской помощи.
Так, у несовершеннолетних О. и Т. потребовали документы, подтверждающие, что они проживают в городе Москве, то есть сведения о регистрации по месту жительства.
Согласно части четвертой статьи 1 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Данное требование вытекает из статей 19 и 41 Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 7 августа 2001 года признала незаконными главы 2 и 8 ранее действовавших Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 9 февраля 1999 года N 96, где выдача полиса зависела от регистрации.
В целях избежания возможных отказов в предоставлении медицинской помощи из-за отсутствия полиса и дополнительной защиты несовершеннолетних, проживающих на территории города Москвы, целесообразно дополнить Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 26 февраля 2002 года N 141-ПП, нормами, регулирующими вопросы безусловного предоставления медицинской помощи детям без определенного места жительства независимо от наличия регистрации и паспорта (если ребенок достиг возраста 14 лет).
Это будет иметь особенно большое значение для детей, выселенных из жилых помещений по новым жилищным законам, оставшихся без попечения родителей, тех, кто потерял жилье в результате неправомерных сделок, и других маленьких москвичей, выброшенных на улицу в ходе социально-экономических перемен в нашей стране.