Недействующий

О Среднесрочной программе жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 годов и заданиях до 2010 года в целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (утратило силу...)

Таблица 3

     
РЕАЛИЗАЦИЯ
сноса пятиэтажного жилищного фонда сносимых
серий первого периода индустриального домостроения

тыс.кв.м

Административный округ

Задание по сносу на 1995-2010 годы

Реализация сноса за 1995-2005 годы

Остаток сноса на 2006-2010 годы

ЦАО

128,3

128,3

-

СВАО

926,6

338,8

587,8

ВАО

323,2

178,3

144,9

ЮВАО

276,9

179,9

97,0

ЮАО

133,1

133,1

-

ЮЗАО

969,3

491,2

478,1

ЗАО

1142,1

194,1

948,0

СЗАО

405,9

144,7

261,2

САО

1504,1

586,7

917,4

ЗелАО

523,4

278,1

245,3

Итого:

6332,9

2653,2

3679,7



В настоящее время в двух административных округах (Центральном и Южном) снос пятиэтажного жилищного фонда завершен. Однако в Северном и Западном административных округах остается снести еще почти 2 млн.кв.м пятиэтажных жилых домов первого периода индустриального домостроения. Значительные объемы сноса предполагаются также на территориях Северо-Восточного и Юго-Западного административных округов.

Основной причиной отставания работ по сносу является наличие инвестиционных контрактов, в соответствии с которыми на цели переселения (доля города) передается не более 30% площади нового строительства, что не позволяет провести переселение в рамках реконструируемого квартала. В настоящее время из 113 кварталов, подлежащих реконструкции до 2010 года, на 84 имеются контракты и распорядительные документы Правительства Москвы.

Значительную проблему при реализации программы ликвидации пятиэтажного и ветхого жилищного фонда представляет переселение жителей из сносимых домов. В соответствии с Законом города Москвы от 9 сентября 1998 года N 21-73 "О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения", переселяемые имеют право на получение благоустроенных квартир из расчета 18 кв.м общей площади на 1 человека, одинокие - на отдельную однокомнатную квартиру. Также соблюдаются права граждан на сохранение при переселении привычного места проживания (в том же районе города, в Центральном и Зеленоградском административных округах - в пределах округа, согласно постановлению Правительства Москвы от 15.06.2004 N 404-ПП "Об обеспечении права жителей города Москвы на сохранение места проживания при переселении"). Переселение в другие части города зачастую происходит при условии предоставления жилой площади, превышающей установленные нормативы. В результате процесс отселения, осуществляемый инвесторами на основании инвестиционных контрактов, происходит позднее запланированных сроков и затягивает процесс сноса и освобождения площадок под новое строительство.

В Москве значительное развитие получило коммерческое жилищное строительство, которое позволяет городу получать долю в денежном выражении.

Большая часть строящегося в Москве коммерческого жилья раскупается на стадии строительства. При этом значительная часть построенной жилой площади приобретается оптовыми покупателями (инвестиционными и риэлтерскими организациями) на начальных этапах строительства. Все это определяет значительное превышение спроса на жилье над предложением и, как следствие, рост его стоимости.

В результате этого, основными покупателями московского коммерческого жилья становятся не столько москвичи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, уровень доходов большинства которых не позволяет приобрести квартиру по рыночным ценам, сколько лица с уровнем доходов выше среднего, значительная часть которых не является жителями Москвы и которые приобретают квартиры с целью вложения свободных денежных средств.

За 2001-2003 годы ежегодный рост цен на жилье составил 20-30% в самом недорогом секторе рынка - типовом крупнопанельном жилье в районах массовой застройки. Именно такое жилье пользуется особым спросом у приезжих, не имеющих сложившихся связей с конкретными районами Москвы.

Анализ реализации в Москве жилищных программ показывает, что только за счет строительства жилья по городскому заказу проблемы улучшения жилищных условий москвичей решены быть не могут.

В соответствии с новым Жилищным кодексом, с 01.01.2006 безвозмездное предоставление жилья на основании договора социального найма (без права последующей приватизации) будет предоставляться гражданам, проживающим на территории Москвы, признанным в установленном порядке малоимущими.

Для основной массы нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо оказание различных форм государственной поддержки для приобретения жилья на возмездной основе.

Повышение доступности жилья для граждан может также достигаться путем дальнейшего развития системы "Московская ипотечная программа". Начиная с 2000 года по 2005 год, в городе Москве было выдано 13,8 тыс. ипотечных жилищных кредитов. Данный процесс особенно ускорился в последние годы: по сравнению с 2000 годом количество выданных кредитов в 2004 году увеличилось практически в 2,5 раза.

Особую задачу при реализации программ жилищного строительства представляет собой обеспечение комплексности жилой застройки, обеспечение территории города со сложившейся и новой жилой застройкой необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой.

На сегодняшний день жилые территории наименее обеспечены объектами социальной инфраструктуры местного уровня, прежде всего - объектами социального обеспечения, физической культуры, спорта, культуры и гаражного хозяйства и автостоянки. Нехватка объектов приближенного обслуживания наиболее остро ощущается в районах нового жилищного строительства.

Сложной остается ситуация в обеспеченности территории города объектами инженерной инфраструктуры. В последние годы значительно возросло потребление энергетических ресурсов, увеличился накопленный износ оборудования, коммуникаций, который составляет около 50-80%.

В сложившейся ситуации требуется замена ветхого оборудования, внедрение новой техники и технологий. Для решения данных проблем необходима государственная поддержка и привлечение значительных, в том числе внебюджетных средств.

При разработке Программы проведен анализ ситуации в обеспеченности города объектами транспортной инфраструктуры. Основные проблемы транспортного обслуживания обусловлены: недостаточным развитием скоростного внеуличного транспорта, недостаточным количеством и высоким износом подвижного состава общественного транспорта, недостатком дополнительных транспортных магистралей, дорожных развязок и, как следствие, перегруженностью дорожно-транспортной сети и транспортных узлов.

Таким образом, актуальность разработки настоящей городской целевой программы определяется наличием целого ряда разноплановых городских проблем:

- отставанием от плановых заданий выполнения жилищных программ по строительству жилья для переселения при реконструкции кварталов пятиэтажного и ветхого жилищного фонда первого периода индустриального домостроения;

- недостаточностью бюджетных источников финансирования жилищного строительства по городскому заказу и как следствие - низкими темпами сокращения очереди на улучшение жилищных условий;

- ухудшением ситуации с выбором и резервированием земельных участков для жилищного строительства;

- недостаточностью финансирования из бюджетных источников мероприятий по обеспечению комплексности жилой застройки;

- проблемами поиска источников финансирования развития городской инфраструктуры;

- недостаточностью контроля за выполнением инвесторами своих обязательств по инвестиционным контрактам перед городом.

В сложившейся ситуации, для обеспечения населения жильем с высокими потребительскими качествами, очевидной становится необходимость внедрения новых подходов при планировании, формировании и реализации программ жилищного строительства, усиления контроля со стороны Правительства Москвы за процессом реализации программ жилищного строительства в г.Москве.