Недействующий

О Городской целевой программе развития здравоохранения "Столичное здравоохранение" на 2006-2007 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 02.10.2012 N 536-ПП)

Раздел 4. Подготовка кадров и социальная
защита медицинских работников


В целях улучшения кадрового обеспечения городского здравоохранения квалифицированным медицинским персоналом принято постановление Правительства Москвы от 14 января 2003 года N 9-ПП "О неотложных мерах по обеспечению медицинскими кадрами учреждений системы здравоохранения города Москвы".

В результате выполнения плана мероприятий по подготовке медицинских кадров, утвержденного данным постановлением, несмотря на активное развитие сети городского здравоохранения, удалось сохранить уровень укомплектованности медицинскими кадрами, обеспечивающий эффективную деятельность сети. В 2004 году при увеличении количества штатных должностей врачей на 2500, среднего медперсонала на 2600 должностей процент укомплектованности городского здравоохранения на 2005 год составил: врачей - 85,5%, среднего медперсонала - 85,4% при коэффициенте совместительства 1,4.

Однако в отрасли сохраняется дефицит кадров. По состоянию на 2005 год дефицит врачей составил 26181 чел. (39,1%), среднего медперсонала - 53201 чел. (42%).

Постановление Совмина СССР от 19.12.90 N 1311 и приказ Госкомобразования СССР от 22.01.91 N 33 практически упразднили государственное распределение и 3-летний срок обязательной работы выпускников по месту назначения.

За прошедшие 15 лет кадровая ситуация в городском здравоохранении резко ухудшилась. Ежегодный выпуск московских медицинских вузов из числа москвичей составляет около 2000 человек. Однако отсутствие обязательного распределения привело к тому, что для зачисления в интернатуру и ординатуру в Департамент здравоохранения обращаются только около 500 человек и около 100 молодых специалистов, окончивших другие вузы.

Из-за отсутствия обязательной контрактной последипломной подготовки для выпускников медицинских вузов на работу после окончания интернатуры и ординатуры в ЛПУ городского здравоохранения приступают только около 20%, остальные увольняются по собственному желанию без трудоустройства и уходят в клиническую ординатуру, коммерческие и частные структуры, другие ведомства.

Для улучшения кадрового обеспечения городского здравоохранения в 1998 году распоряжением Правительства Москвы был открыт Московский факультет РГМУ, ежегодный набор которого составляет 240 человек. Поступление на факультет и последипломная подготовка регламентируются договорными отношениями. Первый выпуск Московского факультета состоялся в июне 2004 года, с сентября 2005 года после окончания интернатуры к работе в амбулаторно-поликлинических учреждениях города приступили 98 молодых специалистов (врачей участковых терапевтов и участковых педиатров). 8 выпускников продолжают обучение в городской ординатуре и приступят к работе в сентябре 2006 года.

Опыт работы с Московским факультетом позволяет Департаменту здравоохранения рекомендовать переход на контрактную последипломную подготовку на бюджетной основе со всеми выпускниками медицинских вузов, обратившимися с этой целью в отдел государственной службы и кадров департамента.

Однако, несмотря на то, что контрактная система обучения регулируется Гражданским кодексом РФ, существует необходимость разработки специального нормативно-правового акта федерального уровня о механизме реализации взаимных прав и обязанностей сторон, заключивших контракт, в части выполнения молодыми специалистами обязательств по возмещению финансовых затрат государства на их профессиональную подготовку.

Учитывая изложенное, Департамент здравоохранения обратился в Правительство Москвы с предложением выступить с законодательной инициативой нормативно-правового акта о механизме реализации взаимных прав и обязанностей сторонами при подготовке специалистов на контрактной основе.

Принятие указанного решения на государственном уровне позволит в обозримые сроки решить вопросы укомплектования медицинскими кадрами лечебных учреждений всех уровней.

Не решен вопрос о социальной защите медицинских работников, особенно остро он стоит в системе лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения, расположенных в Московской области. С 2005 года часть вторая "Основ законодательства об охране здоровья граждан" утратила силу. В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в настоящее время не установлены. В связи с этим необходимо подготовить законопроект о социальной защите медицинских работников, в том числе проживающих и работающих в Московской области, а также вышедших на пенсию, отработавших в системе городского здравоохранения не менее 10 лет; продолжить регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, между работодателями и работниками (сотрудниками ЛПУ) в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В целях эффективного использования выпускников высших и средних государственных образовательных учреждений (медицинские вузы, медицинские училища и колледжи) требуется усовершенствование существующей системы трудоустройства выпускников и создание Банка вакансий с объединением и обменом информации между образовательными и лечебными учреждениями через Единую информационную систему "Интернет". Проведение работы по модернизации системы трудоустройства возможно в отделе анализа и информационного обеспечения Центра профессиональной подготовки и последипломного образования Департамента здравоохранения города Москвы, для чего потребуется введение в штатное расписание Центра дополнительных должностей: методист - 1 ст., программист - 1 ст., а также дополнительного компьютерного обеспечения. При этом администрация лечебных и образовательных учреждений будет иметь возможность доступа к информации о потребности в специалистах с указанием должностей, оплатой труда, о количестве выпускаемых специалистов. Также данной информацией могут пользоваться студенты при выборе места работы и прохождения производственной практики с дальнейшим трудоустройством в данное учреждение.

Проведение работы по совершенствованию системы трудоустройства позволит руководителям учреждений обеспечить укомплектованность кадрами с учетом выпуска специалистов, а выпускникам выбрать работу с учетом личностных особенностей.

Ввиду отсутствия единых подходов к выполнению манипуляций среднего медицинского персонала (Стандартов оказания помощи) требования к выполнению манипуляций в образовательных и лечебно-профилактических учреждениях имеют существенные различия. Данная проблема требует проведения работы по созданию и утверждению Стандартов оказания медицинской помощи в системе московского здравоохранения, которые будут использованы при подготовке специалистов в образовательных учреждениях города и применены в практическом здравоохранении.

В целях повышения престижа и популяризации труда средних медицинских работников необходимо продолжать практику организации городских конкурсов профессионального мастерства "Московские мастера" по специальности "Сестринское дело" среди выпускников медицинских училищ и колледжей, "Лучший фармацевт", "Лучшая медицинская сестра". Учитывая актуальность и сложность работы фельдшеров скорой помощи, возможно выйти с предложениями в Комитет общественных связей города Москвы о проведении конкурса "Лучший фельдшер скорой помощи".