Раздел 2 программы "Столичное здравоохранение" состоит из следующих основных подразделов:
2.1. Целевая диспансеризация населения.
Программа "Целевая диспансеризация населения города Москвы на 2005-2007 годы" утверждена постановлением Правительства Москвы от 19 апреля 2005 года N 231-ПП и является составной частью программы "Столичное здравоохранение".
2.2. Скорая и неотложная медицинская помощь.
Медико-социальная значимость проблемы оказания скорой и неотложной медицинской помощи сохраняет свою актуальность, обусловленную стойкой тенденцией ежегодного роста обращаемости населения. Так, за последние 5 лет количество обращений на "03" увеличилось почти на 15%, значительно возросла потребность в транспортировке больных с хронической почечной недостаточностью на гемодиализ, не сокращается количество "непрофильных" для скорой медицинской помощи вызовов. До настоящего времени имеют место нарушения нормативов прибытия выездных бригад на вызов, требуют корректировки алгоритмы приема вызовов от населения, категорийность вызовов в зависимости от повода, стандарты оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе, не отвечает современным требованиям система оперативной связи.
Расчетная потребность городской службы скорой и неотложной медицинской помощи в финансовых средствах на 2006-2007 годы для укрепления материально-технической базы составляет 597,7 млн.рублей, в том числе:
- на модернизацию и развитие системы связи - 13,2 млн.рублей;
- на сопровождение комплексной автоматизированной системы управления - 195,7 млн.рублей;
- на закупку оргтехники для оснащения структурных подразделений - 0,5 млн.рублей;
- на закупку санитарного автотранспорта - 128,7 млн.рублей;
- на содержание зданий и сооружений - 120,7 млн.рублей;
- на закупку мебели общего назначения и технического оборудования - 26,0 млн.рублей;
- на закупку медицинского оборудования для дооснащения линейных и специализированных бригад - 112,9 млн.рублей.
Укрепление материально-технической базы городской службы скорой и неотложной медицинской помощи будет осуществляться за счет средств бюджета города Москвы в рамках выделенного финансирования на эти цели, а также за счет средств федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
Реализация программных мероприятий будет способствовать оптимизации медицинского обеспечения населения службой скорой медицинской помощи за счет повышения оперативности и качества работы выездных бригад, организационных преобразований и автоматизации процесса управления.
2.3. Экстренная медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях (городская служба медицины катастроф).
Город Москва относится к регионам, который характеризуется высокой степенью потенциальной аварийной опасности. Территориальная служба медицины катастроф, являясь одной из приоритетных подсистем Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначена для гарантированного обеспечения безотлагательной и полноценной ликвидации медицинских последствий реализованных чрезвычайных ситуаций различного вида и масштаба.
По прогнозам, представленным МЧС России, в течение ближайших лет снижение числа чрезвычайных и кризисных ситуаций не ожидается, что диктует необходимость дальнейшего развития подразделений медицинской службы, привлекаемых к работе по организации и оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшему населению как на месте происшествия, так и на госпитальном и постгоспитальном этапах. Проблема повышения антитеррористической безопасности учреждений здравоохранения на современном этапе приобретает особое значение.
Мероприятия программы будут способствовать поддержанию и этапному повышению достигнутого уровня предварительной готовности медицинской службы Департамента здравоохранения к безотказному оказанию первой, квалифицированной и специализированной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях за счет внедрения современных организационно-управленческих и лечебно-диагностических технологий, согласованности действий всех служб экстренного реагирования, рационального использования медицинских сил и средств.
2.4. Охрана здоровья матери и ребенка.
Охрана здоровья матери и ребенка является одним из приоритетных направлений деятельности столичного здравоохранения. Ежегодно департаментом проводится планомерная работа по повышению доступности и качества оказания медицинской помощи данной категории жителей г.Москвы.
В целях повышения результативности профилактической работы проводится ежегодная диспансеризация детей всех возрастов. В 2004 году свыше 1,3 млн. детей осмотрено педиатром, что составляет 98,8% от всех детей, подлежащих осмотру, и выше соответствующего показателя 2003 года на 0,9%. Патология была выявлена у 63,8% детей, из которых у 25,9% - впервые. В 2004 году пролечено свыше 648 тыс. детей, что составляет 86,7% от всех детей, подлежащих лечению.
Результатом проводимой диспансеризации детского населения явилось снижение как общей заболеваемости детей за последние 5 лет (2000 год - 188205 на 100 тыс. детского населения; 2004 год - 168015 на 100 тыс. детского населения), так и заболеваемости по основным нозологическим формам. В частности: по болезням органов дыхания - с 114516 до 104532; по болезням крови, кроветворных органов - с 818 до 560; по болезням органов пищеварения - с 7302 до 5946; по болезням мочеполовой системы - с 3046 до 2840. Существенно снизилась и заболеваемость детей первого года жизни, с 33547 на 100 тыс. детей первого года жизни в 2000 году до 27269 - в 2004 году.
Внедрение современных медицинских технологий в практику работы родовспомогательных и детских лечебно-профилактических учреждений путем переоснащения отделений реанимации, отделений вынашивания недоношенных детей позволило снизить перинатальную смертность с 12,5 в 2000 году до 10,6 в 2004 году, младенческую смертность с 11,2 в 2000 году до 10,0 в 2004 году, а без учета иногородних младенческая смертность составила 6,2 на 1000 родившихся живыми, что соответствует европейским показателям.
В городских стационарах ежегодно получают лечение более 178 тыс. детей, свыше 15,5 тыс. детей обеспечены санаторным лечением, в том числе 2,5 тыс. детей - по путевкам "Мать и дитя". В полном объеме оказывается комплексная медицинская помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Свыше 240 тыс. детей обеспечиваются бесплатными лекарственными средствами, более 170 тысяч - получают бесплатное детское питание.
Против туберкулеза, кори, полиомиелита, дифтерии ежегодно прививаются свыше 96% детей декретированных возрастов. Планово проводимая иммунизация против инфекционных заболеваний среди детей всех возрастных групп позволила снизить на 19,7% общий показатель инфекционной заболеваемости по сравнению с 2003 годом. Кроме того, отмечается снижение заболеваемости по гриппу, ОРВИ, вирусному гепатиту B, коклюшу, менингококковой инфекции.
На фоне устойчивого роста числа беременных, наблюдающихся в женских консультациях города, медицинская помощь в учреждениях родовспоможения также оказывалась на высоком профессиональном уровне, с дальнейшим ростом качества наблюдения и лечения. В частности, количество беременных, у которых произошло прерывание беременности в сроке 22-27 недель, снизилось в 1,4 раза по сравнению с 2003 годом.
Отмечается четкая тенденция к снижению количества медицинских абортов: с 40269 - в 2003 году, до 35030 в 2004 году, что явилось следствием активной информационно-просветительской работы окружных центров планирования семьи и репродукции.