1. Выборы в органы государственной власти города Москвы и выборы в органы местного самоуправления организуют и проводят избирательные комиссии (часть в редакции, введенной в действие с 11 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 33, - см. предыдущую редакцию).
1.1. На выборах Мэра Москвы действуют следующие избирательные комиссии: Городская комиссия, территориальные комиссии, участковые комиссии (часть дополнительно включена с 11 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 33).
2. На выборах депутатов Московской городской Думы действуют следующие избирательные комиссии: Городская комиссия, окружные комиссии, территориальные комиссии, участковые комиссии.
3. На выборах в органы местного самоуправления действуют следующие избирательные комиссии: территориальная комиссия, участковые комиссии.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом города Москвы от 25 мая 2022 года N 13. - См. предыдущую редакцию)
4. Городская комиссия является государственным органом города Москвы, организующим подготовку и проведение выборов в органы государственной власти города Москвы. Городская комиссия при проведении выборов Мэра Москвы осуществляет руководство деятельностью территориальных и участковых комиссий, действующих на территории города Москвы, а при проведении выборов депутатов Московской городской Думы - также деятельностью окружных комиссий, действующих на территории города Москвы, и является вышестоящей по отношению к этим комиссиям. Порядок формирования, полномочия и организация деятельности Городской комиссии определяются Законом города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" (часть в редакции, введенной в действие с 11 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 33, - см. предыдущую редакцию).
5. Окружные комиссии формируются при проведении выборов депутатов Московской городской Думы по одномандатным избирательным округам в сроки, установленные настоящим Кодексом. Окружная комиссия при проведении выборов депутатов Московской городской Думы является вышестоящей по отношению к территориальным и участковым комиссиям на соответствующей территории. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. Решение о возложении полномочий на иные избирательные комиссии принимается Городской комиссией (часть дополнена с 11 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 33, - см. предыдущую редакцию).
6. Территориальные комиссии действуют на постоянной основе и организуют подготовку и проведение выборов в органы государственной власти города Москвы на соответствующей территории. Территориальные комиссии при проведении выборов в органы государственной власти города Москвы осуществляют руководство деятельностью участковых комиссий, действующих на соответствующей территории, и являются вышестоящими по отношению к этим комиссиям.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 33; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом города Москвы от 25 мая 2022 года N 13. - См. предыдущую редакцию)
7. Часть утратила силу с 1 января 2023 года - Закон города Москвы от 25 мая 2022 года N 13. - См. предыдущую редакцию.
8. Участковые комиссии обеспечивают процесс голосования и подсчета голосов избирателей.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июня 2013 года Законом города Москвы от 29 мая 2013 года N 26. - См. предыдущую редакцию)
9. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации.
10. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении законодательства о выборах, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, эти кандидат, избирательное объединение или его уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
10.1. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением настоящего Кодекса соответствующая комиссия вправе вынести этому кандидату, избирательному объединению предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом (часть дополнительно включена с 3 июля 2010 года Законом города Москвы от 26 мая 2010 года N 24).
11. Избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в части 10 настоящей статьи, направлять представления о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если же представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
12. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, муниципальные списки кандидатов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2011 года Законом города Москвы от 2 ноября 2011 года N 50; в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2014 года Законом города Москвы от 22 января 2014 года N 3. - См. предыдущую редакцию)
13. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
14. Решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации.
15. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
16. Решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.
17. В целях обеспечения реализации положений Федерального закона, настоящего Кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять на безвозмездной основе необходимые помещения (без возмещения и оплаты комиссиями затрат на использование помещений и оплату коммунальных услуг - при предоставлении помещений территориальным и участковым комиссиям), в том числе для обеспечения функционирования ГАС "Выборы", хранения избирательной документации (до передачи указанных документации и оборудования в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных Федеральным законом, настоящим Кодексом) и технологического оборудования участковых комиссий, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанных документации и оборудования, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 июня 2023 года Законом города Москвы от 31 мая 2023 года N 13. - См. предыдущую редакцию)
17.1. Сведения о численности на территории муниципального образования избирателей, являющихся инвалидами, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, по группам инвалидности и следующим видам стойких расстройств функций организма: зрения (слепые и слабовидящие), слуха (глухие), опорно-двигательного аппарата (лица, имеющие значительно выраженные нарушения функций верхних конечностей или нижних конечностей) - представляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года в течение соответствующего месяца Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", в Городскую комиссию.
(Часть дополнительно включена с 10 декабря 2011 года Законом города Москвы от 2 ноября 2011 года N 50; в редакции, введенной в действие с 8 мая 2018 года Законом города Москвы от 25 апреля 2018 года N 8; в редакции, введенной в действие со 2 июня 2023 года Законом города Москвы от 31 мая 2023 года N 13; в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 16. - См. предыдущую редакцию)
17.2. Органы исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов обязаны содействовать избирательным комиссиям в работе по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма, а также указанным гражданам в оказании необходимой помощи на основании заключаемого между ними соглашения.