Действующий

О запросе в Конституционный Суд Российской Федерации

Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 13 апреля 2005 года N 82

     

Конституционный Суд Российской Федерации
Заявитель: Московская городская Дума
Адрес: 127994, Москва, ГСП-4, ул.Петровка, 22

Наименование и адрес государственного органа,
издавшего нормативный акт:
Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации
Адрес: 103265, Москва, ул.Охотный Ряд, 1

     

ЗАПРОС
о соответствии Конституции Российской Федерации
части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации
 от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ
и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3
 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ
 "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"



В соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьями 84-87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Московская городская Дума обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ установлено, что "законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации".

В подпункте 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что вопросы градостроительного законодательства относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основанием для запроса в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституции Российской Федерации".

Законодательство в области архитектуры и градостроительства не содержится в перечнях вопросов, отнесенных статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. По смыслу статьи 73 Конституции Российской Федерации законодательство в области архитектуры и градостроительства относится к предметам ведения субъектов Российской Федерации, и субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти по вопросам архитектуры и градостроительства. Субъекты Российской Федерации осуществляют по данным вопросам собственное правовое регулирование в соответствии с частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, и в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в области архитектуры и градостроительства в соответствии с частью 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Ранее в Градостроительном кодексе Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ федеральный законодатель полностью учел требования Конституции Российской Федерации.

Так, в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ градостроительная деятельность определена как "деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений".

При этом в пункте 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ был установлен закрытый перечень вопросов, относящихся к области градостроительной деятельности, по которым нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации должны приводиться в соответствие с федеральными законами (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Это вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также вопросы в области природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры, обеспечения экологической безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Также в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ к правовым институтам градостроительства были отнесены градостроительное планирование развития территорий и поселений, определение видов использования земельных участков, проектирование, строительство и реконструкция объектов недвижимости. При регулировании данных вопросов субъекты Российской Федерации были наделены всей полнотой государственной власти, и в случае противоречия соответствующих норм законов субъектов Российской Федерации нормам законов Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации должны были применяться нормы законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ большинство субъектов Российской Федерации создало собственные институты законодательного регулирования в области градостроительной деятельности, способствующие реализации заложенных в Конституции Российской Федерации принципов. Известно, что климатические особенности городов и регионов России (Норильск и Сочи, Астрахань и Петропавловск-Камчатский), их национально-культурные традиции (Татарстан, Тыва, Дагестан, Калининград, Москва, Санкт-Петербург) делают нецелесообразным установление централизованного градостроительного регулирования по целому ряду вопросов.

При этом в нарушение требований статьи 73 Конституции Российской Федерации в части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 190-ФЗ установлено законодательное регулирование всех без исключения вопросов в области градостроительной деятельности в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации. Это указывает на противоречащую Конституции Российской Федерации попытку изъятия в одностороннем порядке конституционных полномочий у субъектов Российской Федерации. Таким образом, часть 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации необходимо изложить в следующей редакции: "Нормы законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры, обеспечения экологической безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий не могут противоречить соответствующим нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.".

Отнесение в подпункте 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросов градостроительного законодательства к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации противоречит статьям 72 и 73 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, неопределенность в вопросе соответствия части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституции Российской Федерации заключается в том, что вопросы в области градостроительной деятельности не относятся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а являются исключительно предметом ведения субъектов Российской Федерации (статья 73 Конституции Российской Федерации). Федеральный законодатель не вправе устанавливать положения о том, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, за исключением тех частей, которые представляют собой комплексные правовые институты с другими отраслями законодательства, относящегося к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Ранее в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан" указывалось на невозможность нарушения конституционных принципов федеративного устройства Российской Федерации текущим федеральным регулированием посредством законов, недопустимость неправомерного вмешательства федерального законодательства в сферу исключительной компетенции субъектов Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, на основании части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Московская городская Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить содержание норм части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на соответствие статьям 71, 72, 73, 76 Конституции Российской Федерации.


Приложения:

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть 1), ст.16).

2. Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005).

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2069).

4. Квитанция об уплате государственной пошлины.


Текст документа сверен по:
файл - рассылка Московской городской Думы