Недействующий

Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года (с изменениями на 8 апреля 2008 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 04.07.2013 N 431-ПП)

1. Общая характеристика сферы бытовых услуг
города Москвы

Бытовое обслуживание населения - одна из важнейших сфер городского хозяйства столицы. Мэром Москвы и Правительством Москвы уделяется постоянное внимание развитию этой отрасли.

Своевременное принятие постановлений Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 42 "О мерах по стабилизации деятельности предприятий бытового обслуживания населения", от 13 декабря 1994 года N 1129 "О состоянии и мерах по поддержке предприятий бытового и коммунального обслуживания населения г.Москвы", от 31 марта 1998 года N 248 "О состоянии и мерах по развитию бытового обслуживания населения Москвы в 1998-2000 годах" и отдельных распорядительных документов, направленных на развитие ритуального обслуживания, бань, химической чистки, парикмахерских услуг и т.д., способствовало дальнейшему становлению и развитию бытового обслуживания населения.

В настоящее время сфера услуг города занимает уверенные позиции: в течение последних лет наблюдается стабильный рост объемов реализации услуг, расширение сети предприятий и перечня оказываемых услуг.

В сфере бытового обслуживания города около 7 тыс. предприятий, на которых трудятся более 70 тыс.человек.

Исходя из опросов москвичей, сфера бытовых услуг является одной из приоритетных для граждан и, при условии дальнейшего роста их доходов, горожане будут отдавать все большее предпочтение сфере бытовых услуг.

Объем реализации бытовых услуг по городу за период 2000-2004 годов увеличился с 19 почти до 35 млрд.руб. Наиболее интенсивный рост объемов реализации пришелся на 2004 год: темп роста в фактических ценах за данный период составил 121,9%, в сопоставимых ценах - 108,1%.

Москва, по-прежнему, занимает лидирующее положение на российском рынке услуг. Доля объема московских предприятий бытового обслуживания населения составляет пятую часть от российских.

В целом по Москве объем реализации бытовых услуг на одного жителя в 2004 году составил 3338 руб.

В период с 2000-2004 годов открыто 1952 новых и реконструировано 920 предприятий бытового обслуживания населения. На эти цели за счет различных источников привлечено около 15 млрд.рублей инвестиций. В основном эта деятельность осуществлялась за счет средств частных инвесторов.

За счет средств городского бюджета финансируются развитие и содержание хозяйства кладбищ, строительство и реконструкция муниципальных бань, на что из городского бюджета выделено около 4 млрд.руб.

Таким образом, региональные показатели экономического развития отрасли в целом удовлетворительные и свидетельствуют о наличии потенциала для дальнейшего ее развития.

Вместе с тем динамика цен на бытовые услуги показывает наличие определенных проблем. На отдельные виды бытовых услуг в 2004 году по сравнению с аналогичным периодом 2000 года цены выросли более чем в 2 раза.

Причиной тому помимо увеличения себестоимости услуг и других факторов является недостаточное развитие конкурентной среды.

Высокие цены на бытовые услуги затрудняют возможности их получения населением со средним и ниже среднего уровнями доходов, а для малообеспеченных делают их практически недоступными.

Поэтому в ходе проводимых опросов горожане отмечают нехватку бытовых услуг повседневного спроса.

Кроме того, завышенные цены стимулируют оказание услуг в секторе неформальной экономики, особенно услуг парикмахерских, услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовых машин и приборов и услуг по пошиву и ремонту швейных изделий.

Потребление бытовых услуг в теневом секторе не дает потребителям никаких гарантий и зачастую создает непосредственную угрозу причинения вреда здоровью и имуществу граждан.

Опрос населения также показал недостаточную информированность горожан о сфере бытовых услуг: почти половина опрошенных (45%) сообщила, что информацию о предприятиях и оказываемых ими услугах они получают от своих знакомых и только 9% - из районных средств массовой информации, 2% - из городских средств массовой информации.

Неинформированное население вынуждено обращаться к частному нелегальному бизнесу. В результате, как правило, получает некачественную услугу.

Таким образом, несмотря на положительные в целом показатели экономического развития отрасли, существует целый ряд проблем, которые требуется решить для дальнейшего развития и совершенствования деятельности предприятий бытового обслуживания населения в городе Москве.