В настоящее время развитие отрасли бытового обслуживания населения в столице осуществляется в рыночных условиях.
Однако только на основе саморегулирования рынка нельзя обеспечить эффективное развитие бытовых услуг населению по следующим причинам.
Во-первых, коммерческие структуры ориентированы, в первую очередь, на получение максимальной прибыли от оказания услуг населению, и малорентабельные услуги малообеспеченным гражданам не входят в круг их приоритетов.
Во-вторых, механизмы рыночной экономики зачастую нестабильны и подвержены внешним воздействиям, которые могут выражаться в изменении уровня доходов населения, увеличении или уменьшении спроса на бытовые услуги, активизации инфляционных процессов и других экономических показателей.
В этих условиях Правительство Москвы должно использовать механизмы государственного регулирования, направленные на:
- создание благоприятного предпринимательского климата и условий для привлечения инвестиций;
- усиление социальной направленности работы предприятий бытового обслуживания населения и обеспечение шаговой (пешеходной) доступности бытовых услуг;
- развитие конкурентной среды, создание условий для обеспечения ценовой доступности бытовых услуг;
- повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг для всех категорий населения.
3.1. Развитие сети предприятий бытового
обслуживания населения
В качестве механизма развития сети предприятий бытового обслуживания населения необходимо максимально использовать возможности города Москвы по сохранению действующих предприятий на прежних площадях, а также предоставлению нежилых помещений из городских источников.
Для решения вопроса развития сети предприятий бытового обслуживания населения необходимо организовать проведение специальных конкурсов и выявлять победителей конкурсов, исходя их уровня цен и качества предоставляемых услуг. При этом, права аренды победителям на нежилые помещения необходимо предоставлять с обязательствами сохранения функционального назначения.
В целях рационального и социально обоснованного размещения предприятий бытового обслуживания населения на территории города, учета интересов населения, обеспечения территориальной доступности предприятий необходимо разработать отраслевую схему размещения объектов бытового обслуживания населения, которая будет использоваться при разработке предпроектной документации и проведении конкурсов.
Кроме того, необходимо предусматривать размещение предприятий бытового обслуживания населения на площадях торговых объектов при осуществлении их строительства или реконструкции.
Для развития сети необходимо также проводить активную работу по размещению предприятий бытового обслуживания в системе предприятий потребительского рынка шаговой (пешеходной) доступности, в т.ч. предусматривать в такой системе размещение предприятий по типу "мультисервис".
В районах с низкой обеспеченностью стационарными объектами бытового обслуживания населения необходимо предусматривать размещение нестационарных и (или) некапитальных объектов мелкорозничной сети по оказанию отдельных видов бытовых услуг с учетом потребностей населения.
3.2. Привлечение инвестиций для
развития производства
В настоящее время перед многими предприятиями бытового обслуживания стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для развития производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий, так как на 30% предприятий отрасли оборудование не отвечает современным требованиям.
Правительству Москвы необходимо активизировать работу по привлечению бюджетных кредитов и компенсации части процентной ставки по коммерческим кредитам за счет средств городского бюджета.
Кроме того, в адресных инвестиционных программах города Москвы предусматривать выделение денежных средств для финансирования затрат на проектирование, строительство и реконструкцию таких социально значимых объектов бытового обслуживания населения, как кладбища, бани, и обеспечить их финансирование в полном объеме.
Принятие системных мер финансовой поддержки отрасли со стороны органов власти города повысит ее привлекательность и для частных инвесторов.
3.3. Повышение уровня обслуживания и качества
предоставляемых бытовых услуг населению
Повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг для всех категорий населения может быть обеспечено путем применения механизмов, предусмотренных Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в том числе преимущественно за счет внедрения добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества.
Городской целевой программой развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 апреля 2004 года N 245-ПП, планом мероприятий по ее реализации предусмотрено создание системы добровольной сертификации бытовых услуг в развитие действующих с 1996 года в городе Москве систем добровольной сертификации услуг торговли и общественного питания.
Принимая во внимание положительный опыт, полученный Правительством Москвы при реализации систем сертификации услуг торговли и общественного питания, а также инициативы предпринимательского сообщества, распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2003 года N 2342-РП "О создании Региональной системы добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере оказания бытовых услуг в городе Москве" создана система добровольной сертификации бытовых услуг, которая зарегистрирована в Едином реестре систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Организациям бытового обслуживания, прошедшим процедуру добровольной сертификации, будет присваиваться знак соответствия, который является визуальным средством информирования потребителей о высоком качестве предоставляемых услуг.
Кроме того, в целях обеспечения населения достоверной информацией о качестве предоставляемых услуг предусмотрено внедрение в Москве системы классификации предприятий бытового обслуживания по категориям качества.
В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию актуальными становятся требования по сертификации систем качества (стандарт ИСО 9000). Всего в Российской Федерации сертифицировано 3000 таких предприятий, из них 540 - в Москве, но это только начало той большой работы, которая должна быть проделана.
3.4. Аккредитация социальных предприятий бытового
обслуживания населения города Москвы