2.1. Совершенствование нормативной базы
Совершенствование нормативной базы с учетом специфики округов (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1034-01 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СНиП 21-02-99 "Стоянка автомобилей", СНиП 2.07-89 "Планировка и застройка городских и сельских поселений", МГСН 5.01-01 "Стоянки легковых автомобилей", МГСН 1.01-00 "Нормы и правила проектирования, планировки и застройки города Москвы") ведется по следующим направлениям:
1. Сокращение санитарных разрывов на расчетные расстояния за счет компенсационных мероприятий.
В результате применения утвержденных рекомендаций по применению СанПиН вместимость гаражей-стоянок может быть в среднем увеличена на 10-30%.
Использование новых рекомендаций по применению СанПиН дает возможность расчетным путем (обоснование по шумам и вредным выбросам в атмосферу) сократить СЗЗ (санитарно-защитная зона) до жилых и общественных зданий, что в свою очередь позволит привлечь строительство гаражей-стоянок ранее не задействованные земельные ресурсы (до 30% от имеющихся).
Снижение ПДК (предельно допустимая концентрация) по вредным выбросам в атмосферу достигается за счет:
- перевода источников выбросов из неорганизованных в организованные (естественная или побуждаемая вентиляция);
- установки системы очистки газовоздушной смеси (дожигатели) от загрязняющих веществ на организованных источниках выбросов.
Испытания показывают, что концентрации углеводородов, СО и в вентиляционном выбросе из гаража-стоянки существенно ниже ПДК, соответствующих рекомендациям Всемирной организации здравоохранения.
2. Разработка расчетных показателей требуемой вместимости парковок для объектов различного функционального назначения, которые должны быть обеспечены в каждом объекте нового строительства.
3. Внедрение прогрессивных современных требований к системам вентиляции гаражей-стоянок за счет фактора естественного проветривания.
Результатом новых решений будет резкое снижение затрат на вентиляционные системы и существенное сокращение (на 20%) сроков строительства.
4. Оптимизация требований к огнестойкости элементов зданий и пожарных отсеков многоярусных сооружений, а также к системам пожаротушения.
5. Разработка единых природоохранных нормативов, предусматривающих использование новых технологических решений в области озеленения, как поверхностей гаражных объектов ("крышное", "вертикальное" озеленение), так и в части ландшафтных планировочных решений.
2.2. Нестандартные предложения по размещению гаражей-стоянок
Развитие градостроительных и типологических решений, учитывающих специфику округов города Москвы, обуславливает применение прогрессивных решений различных видов гаражного строительства, в т.ч. подземных и обвалованных гаражей-стоянок, "механизированных" гаражей-стоянок, повышение эффективности использования надмагистрального пространства.
Условием выполнения Целевой программы должен стать нетрадиционный подход к строительству гаражей-стоянок манежного типа, который можно разделить на 4 направления:
- над линиями метрополитена мелкого заложения и наземными линиями метрополитена с использованием надпутевого пространства,
- с использованием надпутевого и межпутевого пространства железных дорог, проходящих в черте города,
- на месте разворотных площадок общественного транспорта,
- в подэстакадном пространстве.
Манежный тип хранения автомобилей обусловлен эксплуатационными особенностями.
Одним из положительных факторов размещения гаражей-стоянок над линиями метрополитена и на месте разворотных площадок общественного транспорта является приближение к выходам из станций метрополитена и остановкам общественного транспорта, т.к. в большинстве случае движение наземного общественного транспорта дублирует направления линий метрополитена. Данная работа может выполняться в соответствии с техническим заданием как над действующими, так и над вновь проектируемыми направлениями метрополитена в сопряжении с транспортными коммуникациями и сооружениями.
По данным ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" включение этого направления в Целевую программу позволит дополнительно ввести по городу порядка 90 тыс.машиномест до 2010 года.
Реализация данного направления гаражной программы требует нетрадиционных технических и архитектурных решений с привлечением специалистов ОАО "Метрогипротранс", ГУП "Московский метрополитен" и других специализированных проектных и строительных организаций.