Недействующий

О Концепции развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе Москве на 2005-2007 годы (с изменениями на 16 августа 2005 года) (утратило силу с 27.10.2009 на основании постановления Правительства Москвы от 13.10.2009 N 1106-ПП)

2. Современное состояние оптовой торговли
непродовольственными товарами и ее роль
в товароснабжении розницы

Москва занимает ведущее место в оптовой торговле Российской Федерации как по доле в общем, объеме оптового оборота страны 40,8%, так и по числу занятых в отрасли - 36,8%. При этом выработка на одного среднестатистического работника в Москве на 40% выше, чем в среднем по стране.

Оборот организаций оптовой торговли Москвы
(млрд.рублей, в текущих ценах)*

________________

* - относится к организациям оптовой торговли и посреднических структур, зарегистрированных в Москве.

2002 год

2003 год

2003 год в % к 2002 году

Оборот оптовой торговли
организаций оптовой
торговли Москвы

2319,5

2997,6

123%

Доля организаций оптовой торговли Москвы в общем, объеме оптовой торговли организаций оптовой торговли РФ

43,0

40,8

-


В 2003 году на долю потребительских товаров в оптовом обороте организаций оптовой торговли Москвы приходилось 47,9%, а на продукцию материально-технического назначения - 52,1%. В стоимостном выражении оптовый оборот организаций оптовой торговли Москвы потребительскими товарами составил в 2003 году 1382 млрд.руб., в том числе по продовольственным товарам 620,0 млрд.руб. (44,9%), по непродовольственным товарам 762,0 млрд.руб. (55,1%).

Основные поставки оптовой торговли приходятся на сектор розничной торговли, вещевые рынки, а также на обслуживание корпоративных клиентов. При этом следует отметить, что доля неорганизованной торговли имеет тенденцию к снижению. В 2003 году при обороте 313 млрд.руб. на рынках Москвы доля неорганизованной торговли в общем, объеме розничной торговли по всем источникам понизилась до 26,6%, тогда как в 2002 году она составляла 31,2%.*

В Москве в 2003 году действовало 96215 организаций, осуществляющих оптовую торговлю потребительскими товарами и продукцией материально-технического назначения. Из них оптовую продажу непродовольственных товаров производили 36500 организаций, в том числе 2 930 крупных и средних (8%) и 33570 малых предприятий (92%).**     

________________

* За период 2000-2003 годов общее число рынков в Москве сократилось с 240 до 135. Городской целевой программой развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы предусматривается преобразования 32 рынков в современные торговые комплексы, по 47 рынкам решения будут приняты на Межведомственной комиссии.

** К числу крупных и средних организаций оптовой торговли относятся предприятия с числом работающих более 50 человек.

Из общего объема оптового оборота непродовольственными товарами на долю малых предприятий приходится 44%, а на средние и крупные 56%.


Основные каналы товароснабжения непродовольственными товарами московской розницы характеризуются следующими данными (в % к общему объему товарных ресурсов):    


- предприятия изготовители - 30%;

- организации оптовой торговли - 28%;

- физические лица - 18%;

- внешнеторговые фирмы и посреднические структуры (агенты, дилеры) - 15%;

- организации розничной торговли - 9%.

Как видно из этих данных, ведущее место в поставках продукции московской розницы принадлежит самим товаропроизводителям, которые в отсутствие крупных оптовых закупщиков были вынуждены образовать торговые дома и другие сбытовые структуры. Почти десятую часть поставок производят сами розничные предприятия, это в основном сетевые структуры.

Весьма высокой остается доля поставки товаров физическими лицами и мелкими посредническими организациями, часто действующими без образования юридического лица.

Если иметь в виду, что в составе организаций оптовой торговли высока доля малых предприятий, то общая доля поставок товаров посредническими фирмами, физическими лицами и малыми оптовыми предприятиями в общем объеме будет весьма значительной - более 40%. Это является весьма отрицательным моментом сложившейся системы товароснабжения. Посреднические фирмы, малые предприятия и физические лица выполняют лишь одну оптовую функцию - закупку у товаропроизводителя, либо у крупной оптовой и внешнеторговой фирмы небольшой партии товаров, причем в узком ассортименте, и доставку ее розничному покупателю. Как правило, они не располагают материальной базой для складирования товаров и не предоставляют своим клиентами комплекса сервисных услуг - не производят предпродажную подготовку товаров, входную проверку качества товаров, штрихкодирование и т.д.

Другой отрицательный момент состоит в том, что мелкие посредники и физические лица осуществляют взаиморасчеты с розничными покупателями в большинстве случаев за наличный расчет. Поэтому именно в этом секторе формируется в основном "теневой оборот" рынка.

Как показало обследование, большинство розничных предприятий вынуждены в той или иной форме использовать услуги физических лиц (65% опрошенных) и мелких посреднических структур (46% опрошенных). Это объясняется тем, что проблема поддержания стабильного ассортимента в магазине, его расширения и обновления, причем товарами по приемлемым ценам, остается на сегодня самой острой проблемой для магазинов. Поскольку пока нет достаточно развитой сети современных оптовых предприятий, способных обеспечить поставку в магазины широкой номенклатуры товаров в комплектном виде, то большинство магазинов вынуждено пользоваться услугами мелких различных посредников для пополнения ассортимента.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в Москве сложилась и действует многозвенная и многоканальная система распределения промышленных товаров и снабжения ими розницы. Схематично она представлена ниже.