Действующий

О мерах по развитию крупных интегрированных формирований в оптовом продовольственном комплексе города Москвы (с изменениями на 9 августа 2011 года)

2. Основные направления развития оптовой торговли
продовольствием в Москве на 2005-2007 годы,
на период до 2010 года и на перспективу
 до 2020 года

2.1. Цели, задачи и приоритеты
развития оптовой торговли


С учетом итогов развития оптового продовольственного комплекса за 2002-2004 годы, необходимости решения существующих и прогнозируемых проблем и поддержки положительных тенденций в укреплении продовольственной безопасности и организации обеспечения населения города продуктами питания основные направления продовольственной политики Правительства Москвы на перспективу определяются следующим образом.

Главная цель государственной координации оптовой торговли, включая среднесрочную программу развития отрасли на 2005-2007 годы и Генеральную схему размещения объектов оптовой торговли на долгосрочную перспективу, состоит в разработке и осуществлении системы мер, обеспечивающих поддержание и укрепление продовольственной безопасности города, гарантированное снабжение населения Москвы всеми видами продовольственных товаров в необходимых объемах, ассортименте и качестве, по приемлемым для потребителей ценам.

Целевые социальные ориентиры среднесрочной программы и Генеральной схемы отражают основные социальные критерии продовольственной безопасности города (удовлетворение потребностей москвичей в продуктах питания, физическая и экономическая доступность продуктов питания, их качество и безопасность) и устанавливаются в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Москвы на соответствующую перспективу, в том числе прогнозируемым ростом реальных доходов и покупательной способности населения.

Предусматривается, что в среднесрочной перспективе будет обеспечено дальнейшее повышение уровня среднедушевого потребления основных социально значимых продуктов питания в семьях москвичей с ежегодным приростом в 3,5- 5,5%, что позволит в период до 2010 года достичь в среднем на одного жителя города норм потребления, рекомендуемых Институтом питания РАМН, по мясу и мясопродуктам, рыбе и рыбопродуктам, маслу животному и растительному, сахару, яйцу и максимально приблизиться к указанным нормам по молоку и молокопродуктам, картофелю, овощам и фруктам. В перспективе до 2020 года намечается достичь рекомендуемых норм среднедушевого потребления продуктов питания в семьях москвичей по всем основным социально значимым видам продовольственных товаров.

Целевые экономические ориентиры среднесрочной программы на 2005-2007 годы и Генеральной схемы устанавливаются в соответствии с прогнозом роста объемов оптового оборота продовольствия на территории города Москвы. При формировании прогноза на период до 2020 года принимаются следующие показатели социально-экономического развития города:

- численность постоянного населения (на конец года) - 10422,8 тыс.чел. - в базисном 2003 году с темпом ежегодного прироста 65 тыс.чел.; численность временного населения (оценка) - 2,5-3,0 млн.чел.;

- ежегодный прирост денежных расходов населения на покупку товаров и оплату услуг в период до 2010 года (в сопоставимых ценах) - 4,2-4,8%, в период 2010-2020 годов - 4,5-5,5%;

- темпы роста в пищевой и перерабатывающей промышленности в период до 2010 года - 106-107% в год в сопоставимых ценах, в период 2010-2020 годов - 104-105% в год;

- темпы прироста физического объема оборота розничной торговли продовольственными товарами в период до 2010 года - 4,0-4,8% в год; в период 2010-2020 годов - 2,0-3,0% в год;

- индекс цен на продукты питания (в среднем за год) - динамика, снижающаяся со 109,0% в 2003 году до 102,0-103,0% в 2020 году;

- темпы роста физического объема оборота оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольственными товарами в период до 2010 года - 4,2-5,0% в год; в период 2010-2020 годов - 2,1-3,1% в год.

В абсолютных показателях прогноз оптового оборота предприятий и организаций оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности предполагает рост объемов в период до 2010 года на 40-46% - с 8,4 млн.тонн до 11,8-12,3 млн.тонн в год. На перспективу до 2020 года темпы роста замедлятся и будут находиться в пределах 25%, что позволяет оценить объем оптового оборота на конец рассматриваемого периода в 14,5-15,5 млн.тонн в год.

Для достижения поставленной цели и целевых социальных и экономических ориентиров в перспективе должно быть обеспечено решение следующих стратегических задач:

- обеспечение ценовой и территориальной доступности продовольствия для всех социальных групп населения;

- обеспечение продовольственной независимости: увеличение в период до 2010 года в 1,5 раза объемов организованных поставок в Москву основных социально значимых видов продовольствия из регионов России на основе развития агропродовольственной кооперации и интеграции;

- структурная перестройка каналов товародвижения и развитие материально-технической базы и логистики оптового звена;

- создание цивилизованного оптового продовольственного рынка с единым информационным пространством;

- рациональное территориальное размещение объектов оптовой торговли в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы;

- задействование через оптовую торговлю механизмов поддержки московских товаропроизводителей;

- совершенствование форм и методов государственной координации, правового регулирования и саморегулирования продовольственного рынка.

В целях повышения эффективности и системности в решении проблем развития оптовой торговли продовольствием в Москве устанавливаются следующие приоритеты (рис.5):

В области усиления социальной ориентации продовольственного рынка:

- реализация комплекса мер по сдерживанию роста цен на продовольственные товары (проведение товарных интервенций с использованием городского резерва продовольствия и оборачиваемых страховых запасов в составе годовых программ поставок с финансовой поддержкой из средств городского бюджета, сокращение числа посредников, снижение издержек обращения за счет современной организации торговли и логистики и т.д.);

- расширение ассортиментного ряда поставок основных социально значимых продуктов питания в целях повышения их ценовой доступности для групп населения с различным уровнем доходов;

- совершенствование организации снабжения социальной сферы и социально ориентированных предприятий розничной торговли;

- развитие системы технического регулирования качества и безопасности продуктов питания.