Услуги Центров общественного доступа должны быть организационно и экономически доступны широкому кругу пользователей.
Кроме того, Центры общественного доступа должны быть сравнительно недороги в обслуживании и могут в значительной степени покрывать затраты на свое содержание за счет оказания платных услуг.
Исходя из принципов унифицируемости, логичности и простоты построения Системы Центров общественного доступа, вводятся понятия Центра мониторинга и управления системой и типового Центра общественного доступа (рис.1), при этом выделяется 4 типа Центров общественного доступа: инфомат, однопользовательский, пяти- и десятипользовательские Центры общественного доступа.
Рис.1. Структура Системы Центров общественного доступа
Основные принципы развития Системы Центров общественного доступа:
- новые Центры общественного доступа создаются на базе учреждений комплексов городского управления, государственных унитарных предприятий, территориальных органов исполнительной власти, коммерческих и общественных организаций;
- к Системе Центров общественного доступа возможно подключение существующих пунктов доступа к информационно-коммуникационным технологиям при условии соответствия целям и задачам создания Системы Центров общественного доступа;
- число рабочих мест в типовом Центре общественного доступа - 1, 5 или 10 (принципиально возможно создание Центра общественного доступа с произвольным числом рабочих мест как комбинации нескольких типовых Центров общественного доступа);
- все Центры общественного доступа предоставляют бесплатно для пользователя доступ к Системе городских порталов;
- все Центры общественного доступа имеют право предоставления платных услуг в области информационно-коммуникационных технологий в соответствии с действующим законодательством;
- в местах с большим потоком посетителей устанавливаются информационно-справочные киоски (инфоматы) с фиксированным набором услуг;
- в качестве опции Центры общественного доступа должны предоставлять пользователям с собственными терминальными устройствами подключение к системе по беспроводному каналу (Wi-Fi, BlueTooth);
- персонал Системы Центров общественного доступа должен обладать достаточной квалификацией для технического сопровождения аппаратно-программных средств Центра мониторинга и управления системой и типового Центра общественного доступа, а также для первичного обучения и консультации пользователей;
- в Центре общественного доступа должны быть предусмотрены возможности работы для пользователей с ограниченными возможностями, например голосовая подсказка и т.д.
Создание городских Центров общественного доступа финансируется как из бюджета, так и из других источников. Обязательным условием вхождения Центра общественного доступа в городскую Систему Центров является предоставление бесплатного для пользователя доступа к социально значимым информационным ресурсам.
Планируемое размещение Центров общественного доступа приведено в таблице 1. Количество учреждений указано по данным Отдела информации организационно-аналитического управления Правительства Москвы по состоянию на конец 2003 года.
Учреждения комплексов городского управления, не включенные в таблицу, могут создавать Центры общественного доступа, используя техническую документацию, разработанную в рамках данного проекта.
Учитывая опыт установки инфомата на ул.Новый Арбат, 15, размещение Центров типа А возможно вне закрытых помещений.