Настоящий документ - "Концепция городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград")" (далее - Концепция) разработан в рамках работ по реализации мероприятия 1.4.1.3 Городской целевой программы "Электронная Москва", утвержденной Законом города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 "О городской целевой программе "Электронная Москва" и является частью комплекта проектной документации на информационную систему.
Концепция формулирует основные цели и задачи проекта "Инфоград", принципы и концептуальные подходы создания городской интегрированной системы районных социальноориентированных информационных ресурсов и услуг, обеспечивающей на основе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) реализацию права граждан на доступ к информации.
Концепция разработана на основе мирового и российского опыта создания социальноориентированных информационных систем, анализа существующих в городе информационных систем и ресурсов и деятельности органов исполнительной власти города по информированию жителей Москвы. При разработке Концепции учитывались современные тенденции развития ИКТ, информационных систем и ресурсов для населения, повышения востребованности населением информационных ресурсов социальной направленности.
Концепция предлагается к использованию как основа для разработки технико-экономического обоснования и технического задания, проектирования, создания и внедрения системы районных социальноориентированных информационных ресурсов и услуг.
Введение. В разделе приводится краткий обзор интернет-систем информирования населения с использованием ИКТ в других мегаполисах и странах мира, описываются общие вопросы и конкретные программы вхождения Москвы в информационное общество, проблемы информационного неравенства; цели и задачи реализации проекта "Инфоград".
Первый раздел ("Характеристика объекта автоматизации") описывает объект автоматизации. Приводятся направления деятельности по информированию населения органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления и другими организациями и учреждениями, действующими на территории города Москвы, а также территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. В разделе приводится анализ существующих информационных систем и ресурсов, которые существуют в органах исполнительной власти города, в редакциях местных газет и телевидения, районных телекоммуникационных сетей, справочников и с которыми потенциально возможно установить взаимодействие. Здесь же рассмотрен опыт реализации пилотного проекта.
Во втором разделе ("Принципы реализации проекта") приводятся принципы реализации проекта по группам: общие принципы, технологические принципы и принципы информационного наполнения.
В третьем разделе ("Архитектура системы") приводится архитектура системы: веб-портал, система распределенного сбора информации, система взаимодействия с социальными информационными ресурсами и сервисами в рамках проекта "Инфоград", система редакционной подготовки информации, информационное хранилище, система социальных информационных сервисов для населения и система информационной безопасности.
В четвертом разделе ("Программно-аппаратный комплекс системы") приведен примерный перечень и характеристики программно-аппаратного комплекса создаваемой системы.
В пятом разделе ("Информационное обеспечение") описывается информация, циркулирующая в системе: собственная информация, информация, полученная от органов исполнительной власти и информация сторонних организаций. Описываются источники информации в системе, приводятся основные информационные объекты системы, пользовательские и служебные сервисы.
В шестом разделе ("Организационное обеспечение") рассматриваются организационные принципы реализации проекта. Описывается организационное обеспечение взаимодействия системы с территориальными органами исполнительной власти, взаимодействие со сторонними организациями, вопросы создания контента, работы с обращениями жителей, вопросы контроля достоверности информации, возможности проведения аналитической обработки собранной информации. Описывается структура управления и кадры.
В седьмом разделе ("Обеспечение информационной безопасности") приводится модель нарушителя безопасности, включая внутренних и внешних нарушителей, рассматриваются возможные угрозы безопасности и требования к информационной безопасности системы, вытекающие из указанных угроз.
В восьмом разделе ("Варианты построения системы") рассматриваются возможные альтернативные варианты реализации проекта.
В девятом разделе концепции ("План мероприятий по реализации проекта") представлен поэтапный план мероприятий по реализации проекта в целом в городе Москве.
В разделе концепции "Заключение. Ожидаемые результаты реализации проекта" приводятся ожидаемые результаты реализации проекта "Инфоград" в городе Москве.