Недействующий

О Целевой долгосрочной программе по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1004-ПП)

3.3. Совершенствование экономических механизмов
 регулирования водопользования и обеспечения
реализации Программы


Основной целью данного раздела Программы является формирование экономических механизмов в водоохранной отрасли для обеспечения охраны, экологической реабилитации и рационального использования природных ресурсов малых рек и прилегающих территорий в градостроительных и рекреационных целях и повышения технического уровня и безопасности функционирования водохозяйственных систем и сооружений.

Главной задачей в области рационального водопользования должно быть создание научной базы для перехода на самоокупаемость воды, складывающейся из экономической оценки стоимости водных ресурсов, как части природного сырья в отраслях экономики, плюс затраты, необходимые для целенаправленного воспроизводства водных ресурсов.

Основным принципом экономического регулирования использования и охраны водных объектов является платность водопользования.

Экономическое регулирование водопользования предусматривает создание систем:

- платежей, связанных с пользованием водных объектов,

- финансирования восстановления и охраны водных объектов;

- экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

Можно выделить 2 группы платежей, связанных с использованием водных объектов:

1. Водным кодексом предусмотрены водный налог и плата, направляемые на восстановление и охрану водных объектов, которые рассчитываются за объем изъятой или сброшенной воды, а также за использование площади акватории водного объекта.

2. Федеральным законом "Об охране окружающей природной среды" предусмотрена плата за сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (т.е. на рельеф местности)

Для создания эффективного механизма финансирования работ по восстановлению водных объектов необходимо реализовать принцип "Вода платит за воду", т.е. все средства от платежей, штрафов, ущербов от использования водных объектов должны направляться на восстановление и охрану водных объектов.

Основные принципы экономического стимулирования определены Водным кодексом РФ:

- предоставление налоговых, кредитных и иных льгот на выполнение работ по восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;

- предоставление налоговых, кредитных и иных льгот водопользователям.

Порядок предоставления налоговых, кредитных и иных льгот за рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время экономические механизмы, стимулирующие предприятия к сокращению сбросов загрязняющих веществ, крайне недостаточны. Размер платежей за сброс загрязняющих веществ значительно ниже затрат на строительство и эксплуатацию очистных сооружений. Например, для предприятия площадью около 1 га стоимость строительства очистных сооружений составляет от 0,5 до 1,5 млн.руб., а стоимость сброса загрязняющих веществ со сточными водами колеблется от 1 до 10 тыс.руб. в год.

Постановлением Правительства Москвы от 03.06.2003 N 417-ПП утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель города Москвы по кадастровым кварталам города и функциональному использованию земель, однако они не предусматривают повышающих коэффициентов к платежам за землепользование для объектов, расположенных в водоохранных зонах водных объектов.

Кроме того, действующая система платежей за сброс загрязняющих веществ со сточными водами, утвержденная Распоряжением Мэра от 25.05.2001 N 521, не достаточно стимулирует коммунальные предприятия и их абонентов проводить водоохранные мероприятия по сокращению сбросов загрязняющих веществ.

Проведение комплекса мероприятий по восстановлению малых рек и водоемов, направленных на восстановление и сохранение устойчивых экосистем, требует значительных капитальных затрат и постоянных текущих затрат на содержание акваторий водных объектов, прибрежных территорий и долин малых рек, содержание инженерных коммуникаций и гидротехнических сооружений.

Сохранившиеся речные долины обладают огромным рекреационным потенциалом. Пойменные территории благодаря пересеченному рельефу и разнообразной растительности привлекательны как места отдыха.

В условиях города невозможно устойчивое функционирование природных комплексов без регулярного эксплуатационного ухода и проведения необходимых реабилитационных мероприятий, так как они постоянно испытывают на себе негативное техногенное воздействие различного характера.

Осуществление всех мероприятий по охране, восстановлению и содержанию водных объектов только за счет бюджетных средств невозможно, в условиях рыночной экономики для их реализации необходимо привлечение средств всех водопользователей и землепользователей, расположенных в водоохранных зонах, а также инвестиционных средств.