Для обеспечения возможности привлечения инвестиций необходимо зонирование речных долин в соответствии с их эколого-градостроительными особенностями, обуславливающими возможность привлечения инвесторов на различные участки.
В соответствии со сложившейся эколого-градостроительной обстановкой, с учетом перспективного развития территорий города Москвы и характерных особенностей долин рек условно выделены 2 основные категории участков, на которых возможно применение различных механизмов финансирования мероприятий по реабилитации речных долин:
- участки с достаточной рекреационной емкостью, для которых возможна реабилитация их за счет привлеченных средств частных инвесторов. К ним относятся участки, размещенные между селитебными территориями, на которых имеется высокий спрос на рекреационные услуги (в том числе после реорганизации промзон в соответствии с градостроительными планами развития округов);
- участки с недостаточной рекреационной емкостью, не привлекательные для инвестиций. К ним относятся зауженные участки долин с крутыми берегами, заболоченные участки, а также узкие участки долин, окруженные промзонами, со значительной степенью деградации. Реабилитация этих участков возможна за счет средств предприятий, расположенных на данных территориях, и бюджетных средств - для общегородских территорий.
В настоящее время институтом НИиПИ экологии города разрабатывается "Положение об инвестиционной деятельности в сфере экологической реабилитации территорий природного комплекса города Москвы", в котором определяется механизм привлечения инвестиций, порядок реализации инвестиционных проектов и осуществления коммерческой деятельности на территориях природного комплекса, прилегающих к водным объектам.
При разработке механизма инвестирования предполагается, что инвестору передается в доверительное управление участок территории Природного комплекса для реабилитации и регулярного проведения эксплуатационного ухода за природными объектами на территории ПК при условии выделения ему дополнительного участка для инвестиционного строительства.
Положение устанавливает виды коммерческой деятельности, осуществление которых возможно на территориях Природного комплекса и не противоречит установленному функциональному назначению территории (объекты физкультурно-оздоровительного, рекреационного, эколого-познавательного, культурно-просветительного назначения, предприятия общественного питания в составе вышеперечисленных объектов и другие виды деятельности, не противоречащие природоохранному статусу территории), а также определяет:
- порядок подбора участков для реализации инвестиционных проектов;
- определение размера участка, передаваемого инвестору для экологической реабилитации и осуществления эксплуатационного ухода за территорией ПК;
- порядок проведения конкурса по определению инвесторов на развитие территорий ПК.
Следует учитывать, что объекты, разрешенные к строительству на территории Природного комплекса, ограничены, носят в значительной степени социальный характер и не могут покрывать затраты инвесторов на благоустройство и содержание территории. Поэтому целесообразно выделять не единичные инвестиционные объекты, а комплексные инвестиционные проекты, которые будут включать социально ориентированные объекты на территории природного комплекса, а также более привлекательные в инвестиционном плане объекты административно-делового, торгового или жилого назначения в прилегающих районах. В этом случае обременение может быть комплексным, содержащим в том числе проблему восстановления водного объекта или строительства (реконструкции) очистного сооружения.
Для реализации принципа самоокупаемости водопользования и обеспечения финансовых средств для реализации программы по восстановлению малых рек и водоемов в Программе разработан блок мероприятий, предусматривающий разработку системы экономических методов, стимулирующих предприятия и организации к проведению водоохранных мероприятий и направленных на увеличение поступления платежей от водопользователей и привлечения инвестиций с целью направления их на проведение мероприятий Программы.