Недействующий

О Целевой долгосрочной программе по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1004-ПП)

3.1. Подпрограмма "Мероприятия по восстановлению
и реабилитации  малых рек и водоемов и благоустройству
 прилегающих территорий"


Выбор направления реабилитации рек и водоемов и благоустройству прибрежных территорий проводится на основе оценки состояния водного объекта, степени антропогенной трансформации природного комплекса прибрежной территории, установления режима регулирования градостроительной деятельности, определяющего регламент хозяйственного использования данной территории, установления основных источников загрязнения.

На территории города Москвы существует 141 малых рек и ручьев. Наиболее крупными из них являются реки Яуза, Сходня и Сетунь, которые начинаются на территории Московской области и являются притоками реки Москвы.

Общая протяженность малых рек и ручьев в черте города без учета реки Москвы составляет 588 км, в том числе протяженность открытых русел 315 км.

44 реки и ручья имеют полностью открытые русла, в том числе 16 - наиболее крупные, имеют протяженность более 2 км. Они представляют значительную экологическую и ландшафтно-рекреационную ценность для города.

39 водотоков полностью забраны в коллекторы. Остальные имеют частично открытые русла, а частично - заключенные в коллекторы. Часть открытых русел наиболее крупных рек в черте города обустроена набережными и, следовательно, лишена элементов природного долинного комплекса.

В результате этого в настоящее время многие экологические функции водной системы и прилегающих территорий, такие как водоохранная, экологическая, частично утрачены, а ландшафтно-рекреационные функции прибрежных территорий недостаточно задействованы в градостроительной практике.

На территории Москвы расположены 438 водоемов естественного и искусственного происхождения. Общая площадь водного зеркала прудов составляет порядка 1034 га.

Основная часть открытых русел малых рек (249 км) и 192 водоема находится на обслуживании ГУП "Мосводосток".

В городе Москве водные объекты используются в основном для нужд промышленности и энергетики (забор воды), культурно-бытового водопользования и рекреации, а также для отведения поверхностных, грунтовых и сточных вод. В то же время система водных объектов Москвы является частью природной среды города, основой его Природного комплекса, формирует ландшафтный облик города, выполняет градообразующие и экологические функции.

Водные объекты города, частично деформированные техническими средствами, совместно с городской водосточной сетью образуют коллекторно-речную сеть, обеспечивают выполнение основной инженерной функции регулирования и отвода поверхностного и грунтового стока с территории города.

Все элементы комплекса водных объектов города взаимосвязаны и участвуют в формировании водного баланса и качества воды. Качество воды в водных объектах формируется в процессе питания за счет поверхностного и грунтового стока и сбросов сточных вод.

Современное состояние большинства водных объектов и прибрежных территорий не соответствует действующим экологическим и градостроительным требованиям. Анализ качества воды водных объектов в г.Москве свидетельствует, что содержание ряда загрязняющих веществ (нефтепродукты, БПК, железо) в водных объектах стабильно превышает даже нормативы культурно-бытового водопользовния, при этом в наиболее неблагополучном экологическом состоянии находятся реки, полностью заключенные в коллектора и утратившие природную самоочищающую способность. При этом на всем протяжении рек, в том числе на входе в город, наблюдается превышение рыбохозяйственных нормативов, которые на 1-2 порядка более жесткие по сравнению с гигиеническими нормативами. Водные объекты на территории города Москвы не используются в целях промыслового рыболовства, но нормирование сбросов загрязняющих веществ осуществляется на уровне требований к водоемам рыбохозяйственного водопользования.

В черте города содержание загрязняющих веществ в малых реках по большинству показателей увеличивается в 2-3 раза в результате поступления в них загрязненных поверхностных и частично производственных сточных вод.

В соответствии с существующей системой водоотведения в г.Москве большинство предприятий города, сбрасывающих стоки с территорий, являются абонентами городских коммунальных предприятий МГП "Мосводоканал" и ГУП "Мосводосток". Около 200 предприятий имеют собственные выпуски в водные объекты.

В черте города основной объем сточных вод и загрязняющих веществ поступает в малые реки через городскую коллекторно-речную сеть ГУП "Мосводосток", что составляет более 90% от общего объема сброса. При этом от абонентов ГУП "Мосводосток" поступает в среднем около 35%, остальные стоки (65%) поступают с селитебных территорий города и в настоящее время никем не оплачиваются.

Степень оснащения застроенных территорий очистными сооружениями поверхностного стока недостаточна. Объем очищенных сточных вод составляет около 50% от общего объема сбрасываемых вод. Большинство существующих очистных сооружений технически устарели и нуждаются в реновации, а схемы их размещения на городской территории требуют корректировки.

В 2001 году была утверждена Генеральная схема отвода и очистки поверхностного стока с территории г.Москвы, однако многие вопросы решались без учета экологических последствий вмешательства в природные функции водных объектов, а именно:

- практика строительства обгонных коллекторов во многих случаях лишила водные объекты значительной части питающего их поверхностного, а зачастую и грунтового стока, привела к деградации многих из них;

- фрагментарный подход к проектированию, строительству и реконструкции отдельных участков системы без учета их взаимосвязи привел к заиливанию русел и коллекторов и ухудшению условий водоотведения;

- недостатки в проектировании очистных сооружений сделали процессы очистки поверхностного стока технически и экономически неэффективными по сравнению с очисткой в природных водоемах.

Все это вызвало необходимость выработки нового подхода к развитию системы водоотведения в городе. Целью управления процессом отвода и очистки территориального стока является сохранение водных ресурсов города, обеспечение функционирования элементов городской инфраструктуры и инженерных коммуникаций. Кроме того, поставлена задача максимального использования водных объектов для решения градостроительных, ландшафтных и рекреационных проблем.

Существовавшая до настоящего времени концепция развития системы отвода и очистки поверхностного стока за счет сокращения удельного веса природных элементов в ее составе, привела к снижению экологической безопасности города из-за прогрессирующего ухудшения качества воды в городских водных объектах, утрате ценных экологических объектов природной среды. Потребовалась разработка новых подходов к улучшению состояния городской водоотводящей системы, позволяющих не только свести к минимуму негативное влияние системы на водные объекты, но и создать единую систему, работающую в оптимизированном режиме самоочищения и инженерной очистки с максимальным использованием всех ее элементов.

Строительство традиционных очистных сооружений не является единственным и на сегодня достаточно эффективным мероприятием по улучшению качественных характеристик поверхностного стока. Качество поверхностного стока напрямую зависит от уровня благоустройства и санитарного состояния территории города, поскольку его формирование происходит непосредственно на городских территориях в пределах границ водосборных бассейнов. Поэтому проблема очистки города от бытовых отходов, ликвидация свалок, уборка снега с очисткой талых вод, своевременная уборка территорий рынков и других мест торговли является чрезвычайно актуальной для снижения негативного влияния на качество стока, формирующегося на городских территориях. Особое влияние на формирование качества воды оказывают прибрежные и пойменные территории, водоохранная роль которых должна быть существенно повышена.

Целью Программы является возвращение малых рек в природоприближенное состояние и придание им природных форм, органически вписывающихся в структуру города, а также водоохранная и ландшафтная организация прилегающих к ним территорий с целью обеспечения экологически комфортных условий жизни и отдыха москвичей.

Первоосновой осуществления этой цели является достижение необходимого качества воды в реках за счет снижения уровня загрязнений и обеспечения очистки попадающих в водоток сточных и сбросных вод, а также восстановления самоочищающей способности водотока.

Выбор и оптимизация комплекса мероприятий по реконструкции водных объектов должны осуществляться на основе бассейнового подхода для объективной оценки процессов формирования стока в водных объектах, их состояния и взаимодействия с инженерной инфраструктурой. Поэтому при разработке Программы был применен бассейновый подход, в соответствии с которым водохозяйственная система города была разбита на 10 крупных водосборных бассейновых регионов, по которым и производилось обоснование мероприятий по реконструкции и восстановлению водных объектов.

Границы бассейновых регионов определяются естественными границами водосборов малых рек, откорректированными в процессе развития городских территорий и коммуникаций. Границы установлены по материалам НИиПИ Генплана Москвы и института "Мосинжпроект".

Достижение нормативного качества воды (как первый этап - нормативов, установленных СанПиН 2.1.5.980-00) предполагается осуществлять на трех уровнях, соответствующих сложившейся структуре коллекторно-речной сети: