Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2004 года N 543-ПП


О Концепции программы "Солнечный круг" по оказанию психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 6 марта 2013 года N 131-ПП
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Снято с контроля как выполненное на основании
постановления Правительства Москвы
от 22 марта 2005 года N 151-ПП

____________________________________________________________________

С целью организации поддержки семьям и детям г.Москвы и на основании распоряжения Правительства Москвы от 30 октября 2003 года N 1997-РП "О дополнительных мерах по оказанию помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации" Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить разработанную некоммерческим партнерством "Некоммерческое партнерство научного развития "Фемида" Концепцию программы "Солнечный круг" по оказанию психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (далее - Концепция программы "Солнечный круг"), согласно приложению.

2. Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы, Комитету общественных связей города Москвы, Департаменту образования города Москвы при участии некоммерческого партнерства "Некоммерческое партнерство научного развития "Фемида":

2.1. Разработать и представить Правительству Москвы до 1 декабря 2004 года проект городской целевой комплексной программы "Солнечный круг" на 2005-2007 годы по оказанию психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

2.2. Совместно с префектурами административных округов и Государственным учреждением "Городской центр профилактики, безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДА среди несовершеннолетних "Дети улиц" организовать в двухмесячный срок работу по реализации Концепции программы "Солнечный круг" на окружном уровне.

2.3. Совместно с Комитетом физической культуры и спорта города Москвы, Комитетом по культуре города Москвы, Государственным учреждением "Городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДА среди несовершеннолетних "Дети улиц" и другими государственными учреждениями города Москвы в двухмесячный срок принять дополнительные меры по организации информирования детей и подростков о деятельности культурно-досуговых, образовательных, воспитательных и спортивных учреждений и привлечению детей и подростков к занятиям в кружках, секциях.

3. Департаменту образования города Москвы организовать в августе-октябре 2004 года проведение заседания родительских комитетов школ, родительских советов округов, московское городское родительское собрание для создания системы работы родительской общественности по реализации Концепции программы "Солнечный круг".

4. Комитету общественных связей города Москвы, Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы, Комитету физической культуры и спорта города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы предусмотреть в рамках реализуемых социальных и общественно значимых программ (проектов), проводимых общественными и негосударственными некоммерческими организациями города Москвы, поддержку Концепции программы "Солнечный круг".

5. Предложить Главному управлению внутренних дел города Москвы оказывать организационное, информационное, методическое содействие в проведении мероприятий по реализации Концепции программы "Солнечный круг".

6. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы совместно с префектурами административных округов оказывать содействие Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы, Комитету общественных связей города Москвы, Департаменту образования города Москвы, некоммерческому партнерству "Некоммерческое партнерство научного развития "Фемида" в информировании населения о мероприятиях по реализации Концепции программы "Солнечный круг".

7. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы:

7.1. Совместно с открытым акционерным обществом "ТВ Центр" разместить с августа по декабрь 2004 года в эфире телеканала ТВЦ еженедельную телевизионную программу "Солнечный круг".

7.2. Совместно с префектурами административных округов оказывать содействие в трансляции программы "Солнечный круг" окружными студиями кабельного телевидения.

8. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы оказывать содействие в изготовлении и размещении информации о мероприятиях, проводимых в рамках Концепции программы "Солнечный круг", по тарифам городского заказа.

9. Департаменту экономической политики и развития города Москвы:

9.1. Профинансировать расходы в сумме 96000000 рублей, в том числе в III квартале - 73000000 рублей и в IV квартале - 23000000 рублей на реализацию мероприятий Концепции программы "Солнечный круг" за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2004 год.

9.2. Заключить договор с некоммерческим партнерством "Некоммерческое партнерство научного развития "Фемида", являющимся автором Концепции программы "Солнечный круг", на ее реализацию в 2004 году.

10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы
 Ю.М.Лужков


Приложение
 к постановлению Правительства Москвы
 от 3 августа 2004 года N 543-ПП


Концепция программы "Солнечный круг" по оказанию психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

     

Введение

Изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию,привело к увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание,воспитание и образование. Результатом этого стали не только безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних, а отторжение значительной части молодого поколения из сферы внимания семьи. Данная ситуация требует дополнительных усилий и заботы со стороны общества и государства. Опасность безнадзорности детей даже в "действующих юридических семьях" видится в том, что данная ситуация способствует формированию личности, не приспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставлены сами себе, многие из подростков совершают преступления и считают это нормой в своей дальнейшей жизни. Нахождение подростка длительное время вне "семейного очага" и внимания со стороны родителей, педагогов, психологов приводит его на улицы мегаполиса, заполненные криминалом, насилием, наркотиками, что фактически предопределяет его жизненный путь.

В чем основная причина детской беспризорности и, прежде всего, безнадзорности даже в существующих семьях? В первую очередь, в тяжелой социально-экономической ситуации в стране. Ослабление ценностей семьи, распад семей, алкоголизм, наркомания, безработица взрослых членов семей, недостаточная социальная поддержка малоимущих семей со стороны государства - вот неполный перечень причин, выбрасывающих детей на улицы. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса, проблемы, связанные с детской безнадзорностью все-таки останутся. Это долговременная проблема, для решения которой потребуется кропотливая совместная работа правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур исполнительной власти. Особое место в данном процессе следует отвести формированию общественных структур, способных привлечь внимание граждан к существующим проблемам и сподвигнуть их к активным действиям для противостояния злу.

И главное, нужно не только повышать уровень жизни подростков, но и укреплять их духовно-нравственные ценности.

Целью данного документа является проработка основных подходов к программе оказания психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также анализ возможностей применения современных коммуникационных технологий в сфере "детской политики".

Основные задачи при подготовке документа:

- анализ актуальности проблемы семей, попавших в сложную жизненную ситуацию;

- определение наиболее острых проблем детей, подростков и семей, попавших в сложную жизненную ситуацию;

- выяснение уровня обеспокоенности общества проблемами подростков и детей;

- определение реальных способов решения проблем семей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Проблемы современных подростков

Жизненное самоопределение молодежи (подростков) можно рассматривать как одну из основных форм включения в социальную структуру. Оно является как бы итогом определенной взаимосвязи социального, профессионального, общественно-политического, мировоззренческого,межличностного и других видов самоопределения. Можно также сказать, что жизненное самоопределение представляет собой процесс целенаправленной выработки личностью жизненных смыслов и целей, жизненной стратегии и тактики с целью реализации своей концепции жизни.И именно в этот ответственный период жизни подростки могут оказаться безнадзорными, т.е. выпасть из сферы внимания семьи и государства,подвергнуться деструктивному влиянию таких социальных бедствий, как наркомания, проституция.

Беспризорные дети - это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц. Безусловно, в городе существует достаточное количество социальных программ, посвященных проблеме безнадзорных подростков.

В основу действующей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению безнадзорности положена установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи.

Несмотря на положительные результаты активизации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы детской безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким спектром причин и проявлений.

Распространенность злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами возросла за последнее десятилетие настолько резко, что в настоящее время ситуация приняла характер эпидемического процесса как по темпам нарастания, так и по степени распространенности наркологических заболеваний. По данным различных исследований считается, что каждый наркоман "заражает" от 10 до 30 человек; иначе говоря, на одного зарегистрированного наркомана приходится 10-30 незарегистрированных. Распространенность наркомании среди подростков в Российской Федерации в целом и в Москве растет.

Распространенность употребления наркотиков и психоактивных веществ в Москве характеризуется рядом тенденций: расширением спектра потребляемых наркотиков; ростом числа несовершеннолетних младших возрастных групп среди наркоманов, числа наркоманов, впервые обратившихся за лечением; распространением вирусоносителей СПИДа среди наркоманов. Озабоченность употреблением наркотиков среди детей и молодежи актуализируется угрозами и вызовам общественному здоровью, антиобщественным поведением и преступностью.

Одновременно с распространением детской наркомании в России и Москве сложилась тревожная ситуация: дети все более активно вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порнофильмов. По данным специалистов РФ входит в список 20 стран, лидирующих в мире по темпу роста детской проституции. Во многом это связано со значительным падением уровня и качества жизни большинства россиян в последнее десятилетие двадцатого века, резким перепадом мира богатых и мира бедных, атмосферой рыночных отношений "дикого капитализма". Прослеживается также социальная и правовая незащищенность детей и подростков от массовых публичных форм совращений, в том числе с использованием неадаптированных к отечественным условиям образовательных программ по сексуальному воспитанию, проектов некоторых развлекательных журналов для юношества, компьютерных СМИ и телекоммуникационных систем.

В большинстве случаев меры государственной политики направлены уже на последствия, а не на причины того или иного социального явления, это касается и действий исполнительных институтов в отношении борьбы "за здоровое поколение молодежи".

По данным социологических опросов причинами "антиобщественного" поведения среди молодежи (по опросам самих подростков) чаще всего являются:

Проблемы взаимоотношений с родителями в семье. Дети не находят столь необходимой в их возрасте теплоты и ласки у своих близких по разным причинам: занятость родителей "зарабатыванием денег", алкоголизм, наркомания взрослых, неполнота семей.

Проблемы с учебой. Большинство родителей слишком много внимания уделяют лишь школьной успеваемости своих детей, не пытаясь понять, а уж тем более принять мир своих подрастающих детей.

Изнасилование. Школьная секс-революция в середине 90-х годов, когда неадаптированные к российским реалиям жизни западные программы "ликвидации половой безграмотности" закончилась полным провалом и привела к росту числа преступлений подростков, совершаемых на сексуальной почве.

Долги. Социальные перемены 90-х, градация общества на "богатых и бедных" вызвали необратимый мировоззренческий кризис не только у взрослых, но и у детей, когда основу ценностной системы составляет исключительно материальное благополучие, "зарабатывание денег" любым способом. Неготовность подростков к "взрослым" товарно-денежным отношениям в период "хищнического капитализма" зачастую ставит их в долговую зависимость от полукриминальных и криминальных групп, использующих неопытность детей в своих интересах.

Одиночество. Занятость родителей, формальность отношений с воспитанниками педагогов, неприятие сверстниками, вызывает зачастую экзистенциальные чувства изолированности и одиночества в жестоком мире, где никто не хочет прийти на помощь. Учитывая подростковый максимализм, мысль "никому я не нужен" становится особенно опасной, способной привести подростка к трагическому решению "ухода" (это может быть суицид, наркотики, асоциальное поведение).

Безответная любовь. Как отмечают психологи, в подростковом возрасте человека очень волнуют взаимоотношения полов. Проблемы, которые у взрослых вызывают снисходительную улыбку, мальчикам и девочкам кажутся неразрешимыми.

Насилие в семье. Семей, где физическое насилие считается приемлемым, в принципе не так уж мало. Как правило, в семьях, где применялась сила, жертвами в первую очередь оказываются дети. Кроме того, ребенок сталкивается в семье не только с насилием по отношению к себе, но и к своим близким, что также наносит непоправимую травму детской личности.

Незанятость. В большинстве случаев современные молодые люди располагают достаточно значительным количеством свободного времени, но не находят "себе применения". Имеющиеся в столице спортивные секции, клубы, дискотеки и т.д. в основном платные. У многих родителей просто не хватает денег, чтобы отправить своего ребенка в спортивную секцию или тренажерный зал. В итоге многие подростки все свободное время проводят на улице со сверстниками, попадая в различные истории. Вышеперечисленные проблемы подростков не являются окончательным списком. Следует также добавить, что подростки сталкиваются не с одной, а сразу с несколькими проблемами одновременно.

Семья как основной фактор социализации личности. Кризис современной российской семьи.

Семья характеризуется как сложное социальное образование,которое, с одной стороны, является специфическим социальным институтом, а с другой - малой социальной группой. Поэтому можно говорить о двойственности функций семьи, о ее макро- и микроструктурах, позволяющих рассматривать ее как систему. Существование семьи как социальной общности и как фактора социализации основано на потребности людей в семейном образе жизни. Семья остается главной, исторически сложившейся формой личностного удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения. Однако в последнее время достаточно четко намечается тенденция к уменьшению потребности семьи в детях, что сказывается на демографической ситуации в ряде стран.

Наиболее принятым определением семьи является следующее:

Семья - это общность, основанная на общесемейной деятельности, связанная узами супружества - родительства - родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования - членов семьи. Наличие триединого отношения супружество-родительство-родство считается основанием формального признания семьи, ее конституирования. Если же этих отношений нет, то употребляют термин "семейная группа".

Основными мотивирующими факторами образования семьи выступают:

- стремление избежать одиночества;

- желание иметь детей;

- реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании;

- создание психологической "ниши";

- поиск способов и механизмов психологической защиты.

Диапазон индивидуальных моделей семьи достаточно вариативен.

Также разнообразны феномены, в которых реализуются типы семейных отношений.

Функции семьи принято делить на специфические и неспецифические. К специфическим функциям семьи, которые определяются ее сущностью, ее социальной природой, относятся следующие:

- репродуктивная (рождение детей);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»