Недействующий

О городской целевой программе "Молодежь Москвы" (2004-2006 годы) (снято с контроля) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 04.12.2012 N 701-ПП)

О базовых подходах к содержанию Программы "Молодежь Москвы" (2004-2006 годы)

1. Новая программа - первая принимаемая после вступления в силу Закона города Москвы "О молодежи". Часть 2 статьи 5 Закона города Москвы "О молодежи" в значительной степени предопределила содержание разделов программы. Поэтому, хотя их наименования не должны обязательно дублировать соответствующие пункты части 2 статьи 5 Закона, все позиции, указанные в этих пунктах, должны найти отражение в мероприятиях Программы.

Кроме того, и иные статьи Закона указывают конкретные мероприятия, которые должны осуществляться в рамках молодежной политики. Эти мероприятия должны интегрироваться в предлагаемую Программу.

2. Принятие Закона "О молодежи" знаменует новый этап развития молодежной политики в городе Москве. Но вхождение в этот этап должно быть максимально мягким, чтобы не разрушить уже имеющуюся положительную динамику решения проблем молодежи. Поэтому осуществление большей части мероприятий, проведенных и успешно зарекомендовавших себя в 2001-2003 годах, предусматривается и на 2004-2006 годы. В то же время, особое внимание предлагается уделить:

1) мерам по укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни молодых граждан. Это направление нацелено на сохранение положительной динамики сокращения среди молодежи общих, вирусных и неврологических заболеваний, проведение мер по предупреждению возникновения вирусных эпидемий в школах и детских садах, оказание специализированной бесплатной медицинской помощи детям, подросткам и молодежи.

Наиболее необходимыми для города, для его молодых жителей в подпрограмме на 2004-2006 годы выбраны мероприятия доврачебной профилактики, предупреждения опасных эпидемиологических заболеваний методом вакцинации и диспансеризации, широкой консультационно-информационной деятельности по вопросам планирования семьи и репродуктивного здоровья молодежи, выявления на ранних стадиях жизни ребенка различных патологий, просветительская деятельность о необходимости здорового образа жизни молодежи через организацию и участие медицинской общественности в различных молодежных акциях, направленных на борьбу с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением. Впервые программой предусмотрена организация и проведение ежегодного тестирования несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ.

В основе профилактической программы должна лежать идея индивидуальной профилактики. Сегодня знание патогенетических механизмов воздействия на здоровье конкретных факторов среды и образа жизни позволяет использовать их не только для охраны общественного здоровья, но и здоровья конкретного человека. Профилактическая программа должна быть дифференцирована по возрастному признаку.

Намечены дальнейшие шаги по оказанию помощи молодым семьям по сопровождению беременности и выхаживанию родившихся детей. Для этого предусмотрено дальнейшее оснащение родильных домов новейшей аппаратурой для выхаживания младенцев, а также различные меры социальной поддержки рожениц - бесплатная выдача "комплекта новорожденного", видеокассет "1 год жизни ребенка", денежные пособия, которые соответствуют компенсации реальных затрат молодой семьи в связи рождением 1, 2, 3 и более детей.

Просветительская работа будет осуществляться регулярными приведениями в учебных заведениях "Уроков здорового образа жизни", "Уроков гигиенических знаний".

2) мерам по развитию физической культуры и спорта в молодежной среде. Соответствующее направление нацелено на дальнейшее повышение роли физкультуры и спорта в жизни молодых людей. Как известно, потери для рынка труда от больничных листов или временной нетрудоспособности работающих граждан создают массу социальных проблем. Загруженность с младшего школьного возраста учебой приводит к гиподинамии школьников, что в свою очередь приводит к росту сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваниям опорно-двигательного аппарата, близорукости. Таким образом, снижается общее физическое здоровье молодежи на рубеже совершеннолетия. Физическая культура и спорт может стать той точкой опоры, которая даст возможность изменить данное положение в среднесрочной перспективе. Физкультура и спорт закаляют волю молодого человека, способствуют гармоничному физическому развитию, высокому жизненному тонусу, стрессоустойчивости, приспособляемости к быстрому городскому темпу жизни, правильному чередованию умственных и физических нагрузок, организации занятого личного времени, энергичности в действиях и поступках, командности при выполнении совместных упражнений или игр. Для подростков и молодежи из группы "риска" - занятия физкультурой и спортом - один из способов отвлечения их от бесцельного времяпрепровождения на улице.

Участие в соревнованиях разного уровня приучает подростков и молодых людей к состязательности в пределах определенных правил, дает возможность ощутить неотвратимость штрафных санкций за попытку нечестной игры. Много внимания предполагается уделить оборонно-спортивным соревнованиям, рассматривая участие ребят в них как элемент подготовки к военной службе. Опыт проведения крупномасштабных спортивных международных акций, таких как Первые Всемирные юношеские игры, Игры стран СНГ и Балтии, игры Москва - Юта и Юта - Москва, Футбольный кубок "Кожаный мяч", хоккейный турнир "Золотая шайба" создают у московских подростков положительную мотивацию на регулярные занятия спортом.

В ближайшие три года с учетом создания в Москве плоскостных спортивных сооружений "шаговой доступности" и решения вопросов кадрового состава спортинструкторов реально увеличить количество ребят и молодежи, активно участвующих в городских соревнованиях всех уровней на 25-30%. Это серьезным образом повлияет на оздоровление поколения 10-12-летних детей.

Другими наиболее значимыми мероприятиями целевой подпрограммы по направлению развития физической культуры и спорта на 2004-2006 годы будут проведение массовых спортивных соревнований по месту жительства, проведение спортивных кубковых встреч и чемпионатов среди учащейся молодежи и профсоюзных команд, проведение соревнований среди молодых инвалидов, диагностика ОФП младших подростков, показательные выступления для подростков спортсменов мастеров, пропаганда и агитация среди молодежи за здоровый образ жизни, восстановление и развитие семейных спортивных соревнований и совместных семейных занятий спортом, переоснащение стадионов и спортсооружений для улучшения подготовки профессиональных детских спортивных команд, привлечение к участию в соревнованиях через распространение информации о проводимых спортивных мероприятиях.

Стратегия программы базируется на увеличение абсолютного количества молодых людей, занятых в спортивных соревнованиях. По итогам окончания программы предполагается выйти на показатель занятия физической культурой каждым пятым представителем детей, подростков, молодежи. Спорт - это требование времени и необходимо превратить занятия им в социальную норму для наших молодых граждан.

3) мерам в сфере профориентации и образования. Одним из важных моментов интеграции молодежи во взрослую жизнь является период выбора будущей профессиональной деятельности, получения первых трудовых навыков и соответствующий своим способностям и возможностям выбор уровня образования. На современном этапе в Москве широко развита система информирования молодых граждан о существующих профессиях. На регулярной основе проходят "Дни карьеры" и "Дни открытых дверей" в вузах и ссузах. Специальные мероприятия МЦТЗМ "Перспектива" дают возможность каждому желающему получить бесплатную консультацию о мире профессий, требованиям к персоналу со стороны работодателей, проводятся тренинговые и тестовые занятия для создания условий ранней профориентации, так как от этого напрямую зависит и выбираемая модель получения профессионального образования. Особо необходимо выделить условия, сформированные в Москве по получению молодыми людьми первых трудовых навыков. Одним из достижений является восстановление систематической работы студенческих и школьных трудовых отрядов. Эта работа должна быть продолжена.

За планируемый период в городе намечено открыть более 10 новых центров содействия выбору профессии, первичной занятости выпускников, частичной занятости подростков.

Под профориентацией в данной подпрограмме понимается - комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания; на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. Основными формами профессиональной ориентации являются профессиональное просвещение, профессиональное самоопределение, профессиональное консультирование, трудоустройство, профессиональный отбор, профессиональная адаптация. В этом же ряду стоит и поддержка молодежного предпринимательства как одной из форм трудовой деятельности молодежи. Именно на эти основные цели и будут направлены бюджетные ресурсы и средства в течение 2004-2006 годов.

4) мерам в сфере социальной поддержки молодежи. Социальная поддержка и защита молодежи в Москве заключается в создании системы льгот и материальной помощи для наиболее уязвимых категорий молодежи: учащихся и студентов, воспитанников социальных приютов и интернатов, молодых семей, молодых граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Социальная защита выражается в предоставлении льгот по оплате транспортных расходов, выдаче именных стипендий и грантов Мэра и Правительства Москвы, социальной реабилитации молодых людей, включении в различные льготные жилищные программы московского Правительства, выдаче компенсационных выплат выпускникам интернатных учреждений. Кроме этого, Правительство предполагает продолжать организацию деятельного отдыха учащихся и студентов в период школьных и студенческих каникул. В программе также предусмотрена возможность посещать на бесплатной или льготной основе культурно-зрелищные общемосковские мероприятия по программе "ЗРИТЕЛЬ". По данному направлению также предполагается создание системы консультационных центров, оказывающих бесплатные услуги молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Особо можно отметить крупнейший проект по решению жилищных проблем молодых семей по программе "Молодой семье - доступное жилье". Опыт реализации второго года программы показывает возрастающую популярность ее среди молодежи и благотворное влияние на демографическую ситуацию в городе.

5) мерам по патриотическому воспитанию. Существенные усилия в работе по данной подпрограмме связаны с началом подготовки празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Предусмотрены военно-исторические походы по местам боев, совместные конференции с ветеранами по обсуждению военно-исторических аспектов победы нашей Родины над фашизмом, пройдут многочисленные акции по искоренению расовой неприязни и ксенофобии. Кроме этого, предусмотрены целевые мероприятия по подготовке молодежи к службе в армии как чисто спортивные, так и с элементами военно-спортивного многоборья допризывников. В целом данная подпрограмма продолжает развивать в молодых гражданах чувство гордости за свою Родину, готовность защищать ее в случае агрессии или нападения, распространяет идеи о почетном долге - службе в Вооруженных Силах, способствует поддержке ветеранских объединений и музеев боевой славы на базе школ и вузов. Особой целью данной подпрограммы является продолжение работ по развитию среди молодежи гуманистических идеалов Культуры мира и идей толерантного сознания.

3. На данном этапе может быть признано целесообразным включение в состав мероприятий Программы ряда мероприятий, предусмотренных другими программами, связанными с молодежью. Такое дублирование предопределено комплексной, межотраслевой природой молодежной политики, а закрепление определенных мероприятий в программе "Молодежь Москвы" будет способствовать интеграции деятельности исполнительной власти Москвы в сфере удовлетворения потребностей молодежи и воспитательного воздействия на нее.

4. Основная задача молодежной политики - сделать ее самовоспроизводящейся, то есть создать такую инфраструктуру, которая обеспечивала бы регулярную работу с молодежью без ежедневного принятия управленческих решений в этой сфере. Прежде всего, речь идет о подготовке самостоятельно мыслящих кадров молодежной политики, о налаживании надежных каналов взаимодействия с некоммерческими организациями, осуществляющими такую политику. Поэтому специальный раздел программы посвящен проблеме формирования инфраструктуры молодежной политики.

Программой, в соответствии с Законом определены субъекты, в отношении которых осуществляется молодежная политика:

- молодые граждане - физические лица в возрасте от 14 до 25 лет, имеющие место жительства в городе Москве, физические лица в возрасте от 25 до 27 лет, имеющие место жительства в городе Москве и получающие профессиональное образование в очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения, физические лица в возрасте от 14 до 27 лет, имеющие место жительства за пределами города Москвы, получающие образование в очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения в образовательных учреждениях, находящихся на территории города Москвы;

- молодые семьи - семьи, имеющие место жительства в городе Москве, в первые три года после заключения брака (при рождении ребенка или нескольких детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполные семьи с ребенком или детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

- молодежные организации - некоммерческие организации, созданные в соответствии с федеральным законодательством и зарегистрированные в установленном законом порядке на территории города Москвы, или общественные объединения, действующие на территории города Москвы без регистрации в качестве юридического лица, не менее 75% участников, членов которых (а в общественных объединениях, не имеющих членства, - не менее 75% от числа лиц, документально выразивших поддержку целям данных организаций, объединения и (или) их конкретным акциям и принимающих участие в их деятельности) составляют граждане в возрасте до 30 лет.

Среди молодых граждан в целях дифференциации молодежной политики выделены:

- несовершеннолетние молодые граждане - молодые граждане в возрасте от 14 до 18 лет;

- студенты - молодые граждане, получающие профессиональное образование;

- молодые граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - молодые граждане - инвалиды, сироты, а также иные категории молодых граждан, определяемые правовыми актами города Москвы.