С 1998 года в Западном административном округе города Москвы действует негосударственное образовательное учреждение "Пансион семейного воспитания", созданный Благотворительным фондом "Отчий дом". По своей сути Пансион семейного воспитания является негосударственным детским домом, где содержатся и воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - жители города Москвы. Пансион рассчитан на 48 детей, которые направляются в него по путевкам Департамента образования города Москвы в соответствии с договором, заключенным в 1998 году между Московским комитетом образования и Благотворительным фондом "Отчий дом". Все расходы по функционированию Пансиона, в том числе и затраты на питание, обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем, осуществляются за счет средств жертвователей. Пансион в соответствии с лицензией Московского комитета образования имеет право на осуществление деятельности по содержанию и воспитанию детей, обучению социальному общению.
Руководство фонда "Отчий дом" и Пансиона семейного воспитания в 2001-2002 ггодах обращалось в Правительство Москвы по вопросу компенсации затрат на питание, обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем воспитанников Пансиона по установленным нормам. В просьбе было отказано на том основании, что в соответствии с пунктом 7 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" негосударственные общеобразовательные учреждения получают право на государственное финансирование с момента их государственной аккредитации.
Аналогичная ситуация сложилась и по негосударственному образовательному учреждению "Православный Свято-Димитриевский детский дом (смешанный) для девочек", действующему на территории Северного административного округа. Затраты на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь осуществляются за счет учредителя - Сестричества во имя благоверного царевича Димитрия. В соответствии с лицензией Московского комитета образования детский дом имеет право на осуществление дошкольного и дополнительного образования 50 воспитанников. Договор о сотрудничестве между детским домом и Московским комитетом образования был заключен 3 июня 2001 года. Договором, в частности, предусмотрено, что детский дом обязан заключить договор с Северным окружным управлением образования о полном государственном обеспечении воспитанников в соответствии с законодательством Российской Федерации и г.Москвы (п.2.2.3). Однако в ходе проведенной в 2003 году проверки Православного Свято-Димитриевского детского дома Уполномоченным было установлено, что договор о финансировании не заключен. На личном приеме в Северном окружном управлении образования директору детского дома, ссылаясь на отсутствие средств в бюджете на текущий год, обещали обеспечить финансирование с 2004 года.
В целях защиты и восстановления прав воспитанников Пансиона семейного воспитания и Свято-Димитриевского детского дома Уполномоченным было направлено обращение в Правительство Москвы о необходимости незамедлительного принятия мер по устранению нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в негосударственных детских учреждениях. При этом было учтено, что в городе существует прецедент - одно из негосударственных образовательных учреждений для детей-сирот - Детская деревня - SOS "Томилино" финансируется из бюджета города Москвы по расходам на содержание воспитанников государственных интернатных учреждений.
В 2003 году Департаментом образования были подготовлены проекты распоряжений Правительства Москвы о государственной поддержке воспитанников Пансиона семейного воспитания и Свято-Димитриевского детского дома с 1 января 2004 года. Однако до настоящего времени вопрос не решен, так как Департамент финансов не согласовал проекты в представленной редакции, предусматривающей выделение из бюджета города дополнительных средств на эти цели, мотивируя отказ тем, что воспитанники этих учреждений являются жителями города Москвы и Департамент образования имеет возможность осуществлять финансирование за счет средств, предусматриваемых в бюджете города Москвы на содержание детских домов и школ-интернатов для детей-сирот.
Из ответа Департамента образования на запрос Уполномоченного по данному вопросу: "…Департамент образования также неоднократно сообщал, что в системе учреждений городского подчинения функционирует всего одно сиротское учреждение, в котором воспитываются 210 детей-сирот. Предусмотреть расходы на финансирование двух негосударственных учреждений в пределах лимитов финансирования одного сиротского учреждения не представляется возможным.".
В связи с этим в адрес префектов и начальников окружных управлений образования Северного и Западного административных округов Уполномоченным были направлены обращения с просьбой найти возможность осуществлять в 2004 году финансирование расходов по обеспечению воспитанников названных учреждений в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом на содержание детских домов и школ-интернатов округа.
Иначе как формальной отпиской нельзя назвать ответ начальника Северного окружного управления образования Новичкова В.Б., состоящий из одного абзаца: "Северное окружное управление образования рассмотрело Ваше письмо и сообщает, что "Православный Свято-Димитриевский детский дом (смешанный) для девочек" не является сетевым учреждением Северного окружного управления образования и средства из городского бюджета для функционирования этого учреждения не выделяются.". И это при том, что до настоящего времени не заключен договор с детским домом, который явился бы основанием для учета контингента его воспитанников при формировании плана бюджетных ассигнований.
Из ответа префектуры Западного административного округа: "… В мае 2003 года префектурой был поддержан и согласован проект распоряжения Правительства Москвы "О государственной поддержке негосударственного образовательного учреждения "Пансион семейного воспитания". В настоящее время решение вопроса о финансировании НОУ "Пансион семейного воспитания" находится на рассмотрении в Департаменте образования г.Москвы.".
Круг замкнулся.
Полагаю, что отказ органов исполнительной власти города Москвы финансировать расходы на питание, обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в негосударственных образовательных учреждениях, не соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Статьи 19, 38 Конституции Российской Федерации, статья 1 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статья 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 147-149 Семейного кодекса Российской Федерации, а также Закон города Москвы "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве" не содержат различий в правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от того, в каком детском учреждении они воспитываются (в государственном или негосударственном, но действующим с разрешения государства, которое регистрирует подобные учреждения).
В статье 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В статье 39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом упоминающаяся в статье 39 Конституции РФ денежная форма социального обеспечения в необходимых случаях может заменяться либо дополняться натуральными формами - содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и т.д.
Статьей 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отнесены к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В статье 15 указанного Закона установлено, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов власти Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Индивидуальная программа реабилитации ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, разрабатывается и осуществляется по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей, определенными в статье 8 названного Закона. Таким образом, расходы на питание, обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем воспитанников негосударственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безусловно, являются основой минимальных социальных стандартов, обеспечивающих выживание детей и осуществляемых за счет государства.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием воспитанников, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2001 N 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены новые нормы, которые применяются с 1 мая 2001 года в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся, воспитывающихся и обучающихся во всех государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения, учреждениях социального обслуживания населения и образовательных учреждениях независимо от их типа, вида и ведомственной принадлежности. Кроме того, в пункте 5 указанного постановления записано: "Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать соответствующие бюджетные средства для компенсации затрат на питание, обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем по установленным нормам при направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в негосударственные учреждения социального обслуживания населения и образовательные учреждения независимо от их типа и вида.".
В пункте 7 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" установлено, что негосударственные общеобразовательные учреждения получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ. Между тем, негосударственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализуют общеобразовательные программы, в связи с чем ссылка на данную норму неправомерна. Компенсация затрат на питание, обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем воспитанников указанных учреждений не может и не должна ставиться в зависимость от государственной аккредитации. Невыполнение государством обязанности по отношению к воспитанникам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, неизбежно приводит к нарушению конституционного права данных детей на социальное обеспечение.
Кроме того, следствием невыполнения государством указанной обязанности является и то, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в негосударственных детских учреждениях, оказываются в неравных условиях по отношению к детям, имеющим аналогичный юридический статус, но воспитывающимся в государственных детских домах. Права воспитанников негосударственных детских учреждений необоснованно ограничиваются. Это является прямым нарушением статьи 19 Конституции Российской Федерации, устанавливающей равенство прав граждан независимо от каких-либо обстоятельств и запрещающей любые формы ограничений прав граждан, кроме ограничений, устанавливаемых не иначе как федеральным законом.
Таким образом, можно констатировать, что имеет место длящееся грубое нарушение органами исполнительной власти города Москвы прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в негосударственных детских учреждениях, на гарантированное федеральным законодательством полное государственное обеспечение.
Более того, не будет преувеличением и утверждение о том, что сложилась парадоксальная ситуация: общественная и религиозная организации - Благотворительный фонд "Отчий дом" и Сестричество во имя благоверного царевича Димитрия - учредители негосударственных детских домов по собственной инициативе принимают участие в разрешении сложных социальных проблем в городе, связанных с безнадзорностью и сиротством, работают в течение уже нескольких лет, имеют хорошие результаты в своей деятельности по реабилитации и воспитанию детей-сирот и не находят поддержки у города.
Вызывает тревогу и то обстоятельство, что при не решенном в течение ряда лет вопросе восстановления нарушенных прав воспитанников указанных учреждений, в городе создается еще одно негосударственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
17 ноября 2003 года на заседании комиссии по социальной политике Московской городской Думы рассматривался вопрос, внесенный Департаментом образования города Москвы, о ликвидации детского дома N 27 Юго-Западного окружного управления образования. Обсуждались проблемы передачи и процедуры оформления здания под размещение создаваемого негосударственного образовательного учреждения - Православного Софийского детского дома, учредителем которого также выступает Сестричество во имя благоверного царевича Димитрия, вопросы перевода сотрудников и детей в негосударственный детский дом, дальнейшего комплектования и осуществления контроля за его деятельностью. Все вопросы проработаны органами образования, кроме одного - каким будет механизм финансирования содержания детей и другие организационные формы взаимодействия органов исполнительной власти и негосударственного образовательного учреждения. Удивляет позиция Департамента образования в этой конкретной ситуации - учреждение сначала должно зарекомендовать себя, просуществовав год, а затем на рассмотрение Правительства Москвы будет внесен проект постановления о выделении средств на обеспечение воспитанников питанием, одеждой и др. Между тем, детский дом N 27 был создан в 1998 году в результате реорганизации приюта "Ломоносовский", в котором воспитывались девочки-сироты и учредителем которого было то же Сестричество во имя благоверного царевича Димитрия, и директором неоднократно меняющего статус учреждения в течение многих лет остается один человек. Сколько лет испытательного срока и для кого нужно еще, чтобы решить вопрос в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Органам исполнительной власти города Москвы необходимо принять незамедлительные меры по устранению нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в негосударственных детских учреждениях, и обеспечить финансирование по установленным нормам расходов на питание, обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем воспитанников за счет средств бюджета города Москвы.