ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 апреля 2004 года N 838-РП


Об утверждении Методики расчета бюджетной эффективности
экономического стимулирования организаций, привлекающих
инвестиции с использованием инструментов фондового
рынка, за счет средств бюджета города Москвы

Во исполнение пункта 8 постановления Правительства Москвы от 6 мая 2003 года N 339-ПП "Об экономическом стимулировании хозяйствующих субъектов, осуществляющих привлечение инвестиций с использованием инструментов фондового рынка", а также в целях совершенствования механизма принятия решений о предоставлении бюджетных средств организациям, привлекающим инвестиции с использованием инструментов фондового рынка, для компенсации части купонного дохода по выпускаемым ими корпоративным облигационным займам:

1. Утвердить Методику расчета бюджетной эффективности экономического стимулирования организаций, привлекающих инвестиции с использованием инструментов фондового рынка, за счет средств бюджета города Москвы (далее - Методика) согласно приложению к настоящему распоряжению.     

2. Главным распорядителям бюджетных средств в целях определения бюджетной эффективности инвестиционных проектов организаций, претендующих на получение компенсаций части купонных выплат по выпускаемым ими облигационным займам за счет средств бюджета города Москвы, руководствоваться положениями Методики (п.1).

3. Департаменту экономической политики и развития города Москвы проанализировать результаты практического применения Методики по итогам 2004 года и при необходимости внести предложения по корректировке положений Методики.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

     

Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 29 апреля 2004 года N 838-РП


МЕТОДИКА
расчета бюджетной эффективности экономического стимулирования организаций, привлекающих инвестиции с использованием инструментов фондового рынка, за счет средств бюджета города Москвы

     

1. Общие положения

1.1. Настоящая Методика расчета бюджетной эффективности экономического стимулирования организаций, привлекающих инвестиции с использованием инструментов фондового рынка, за счет средств бюджета города Москвы (далее - "Методика") разработана во исполнение постановления Правительства Москвы от 06.05.2003 N 339-ПП "Об экономическом стимулировании хозяйствующих субъектов, осуществляющих привлечение инвестиций с использованием инструментов фондового рынка" (пункт 8).

1.2. Методика предполагает, что компенсация за счет средств бюджета г.Москвы части купонного дохода по облигациям, эмитируемым организациями для привлечения инвестиций, является одним из основных рычагов экономического стимулирования этих организаций, ориентированных на привлечение внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов с использованием инструментов фондового рынка.

1.3. Методика исходит из того, что основным документом, представляемым организациями (предприятиями) на конкурс для получения компенсации из средств бюджета г.Москвы части купонного дохода по эмитируемым облигациям, является бизнес-план (ТЭО) проекта, разработанный с учетом "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов", утвержденных Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21.06.99 N ВК-477. В этой связи содержание Методики отражает необходимость анализа бизнес-планов (ТЭО) инвестиционных проектов с точки зрения как реальности их осуществления, так и значимости для экономики г.Москвы, а также ориентировано на инструментарий финансовых измерений, заложенный в упомянутых "Методических рекомендациях..." N ВК-477 с учетом особенностей решаемых задач, особенностей расчетов показателей бюджетной эффективности инвестиционных проектов для г.Москвы как субъекта Федерации.

1.4. Финансирование части купонных выплат по облигациям, эмитируемым организациями для привлечения инвестиций, в форме бюджетных кредитов либо субсидий, осуществляется по соответствующим статьям функциональной классификации расходов бюджета города Москвы.

2. Назначение Методики


Настоящая Методика предназначена для:

а) анализа целесообразности с точки зрения г.Москвы как субъекта Федерации осуществления организациями (предприятиями) как с участием, так и без участия города Москвы в их уставных капиталах, инвестиционных проектов, схемы финансирования которых предполагают привлечение инвестиций с использованием инструментов фондового рынка, путем эмиссии и размещения корпоративных облигаций с последующей выплатой инвесторам купонного дохода и погашения облигаций;

б) определения значимости инвестиционных проектов для экономики г.Москвы и социальной сферы города;

в) оценок бюджетной эффективности инвестиционных проектов, а также оценок и анализа бюджетной эффективности средств, выделяемых г.Москвой на компенсацию части купонного дохода по корпоративным облигациям, эмитируемым организациями (предприятиями) и размещаемым на фондовом рынке, с учетом инфляции, неопределенности и рисков;

г) определения оптимальных форм, объемов выделения бюджетных средств и их последующего возмещения, в том числе определения целесообразной части купонного дохода, подлежащей компенсации.

Методика не может использоваться для анализа и оценок эффективности инвестиционных проектов, финансовые схемы которых не предполагают привлечение организациями инвестиций с использованием инструментов фондового рынка, а также проектов, реализуемых по схеме инвестиционных контрактов, и проектов, связанных с созданием новых организаций (предприятий).

Пользователями Методики являются структурные подразделения Правительства Москвы, проектные и иные организации, разрабатывающие бизнес-планы (ТЭО) инвестиционных проектов, финансовые схемы которых предполагают привлечение инвестиций путем выпуска и размещения корпоративных облигаций.

3. Основные принципы определения бюджетной эффективности инвестиционных проектов организаций, осуществляющих привлечение заемных средств с использованием инструментов фондового рынка

3.1. Целесообразность осуществления инвестиционных проектов, схемы финансирования которых предполагают привлечение организациями инвестиций путем выпуска и размещения корпоративных облигаций, определяется исходя из приоритета имущественных, бюджетных интересов г.Москвы в соответствии с алгоритмами настоящей Методики и приложениями к ней. В результате анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций и бизнес-планов (ТЭО) проектов может быть установлено, что рассматриваемый инвестиционный проект:

а) является значимым для экономики г.Москвы;

б) является коммерчески эффективным либо позволяет решить определенные общегородские или социальные задачи без увеличения расходов городского бюджета;

в) отвечает граничным условиям бюджетной эффективности, указанным в пункте 6.4 настоящей Методики.

Представленный на конкурс бизнес-план (ТЭО) проекта, если организация является акционерным обществом, должен быть утвержден решением Совета директоров (Наблюдательного совета) общества, а для предприятий других организационно-правовых форм - решением руководителя предприятия (организации).

Только проекты, одновременно отвечающие упомянутым выше условиям и требованиям, могут приниматься к дальнейшему рассмотрению на конкурс по выделению средств бюджета г.Москвы для компенсации части купонного дохода по облигациям, эмитируемым организациями для привлечения инвестиций из внебюджетных источников.

3.2. Бизнес-планы (ТЭО) инвестиционных проектов, представляемых на конкурс, как минимум, должны отвечать требованиям, установленным постановлением Правительства Москвы от 24.10.2001 N 963-ПП "О ходе выполнения распорядительных документов Правительства Москвы по выводу хозяйственных обществ с участием города Москвы на рынок ценных бумаг" и, кроме того, содержать сведения, необходимые для оценок бюджетной эффективности проекта в целом, а также оценок бюджетной эффективности средств, выделяемых для компенсации части купонного дохода по облигациям, эмитируемым организациями (предприятиями) на предстоящие 6-10 лет, в том числе должны включать плановые расчеты налоговых и иных отчислений в бюджет г.Москвы. Эти сведения и расчеты должны быть даны в составе бизнес-плана (ТЭО) инвестиционного проекта по формам приложения 2 к настоящей Методике и быть достаточными для определения формы и объема предоставленных организациям бюджетных средств в соответствии с критериями, установленными пунктом 5 постановления Правительства Москвы от 6 мая 2003 года N 339-ПП "Об экономическом стимулировании хозяйствующих субъектов, осуществляющих привлечение инвестиций с использованием инструментов фондового рынка". Порядок сопоставления соответствующих показателей бизнес-планов (ТЭО) с данными критериями определен приложением 2.

3.3. Информационной базой анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций являются данные бухгалтерской отчетности организаций (формы 1, 2, 3, 4 и 5 бухгалтерской отчетности) за последние три календарных года, а также данные форм 1 и 2 бухгалтерской отчетности за все полные кварталы года представления организациями материалов на конкурс.

Кроме того, для организаций - акционерных обществ с участием г.Москвы в уставном капитале к бизнес-планам (ТЭО) инвестиционных проектов должны прилагаться (как приложение) сведения о распределении организациями чистой прибыли за три последних календарных года по форме N 1-ФГД (годовая) "Сведения о распределении прибыли".

Анализ отчетных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций осуществляется в фактически действовавших ценах.

3.4. Расчеты всех плановых (прогнозных) экономических показателей, выполняемые в соответствии с настоящей Методикой, должны осуществляться в рублях, для целей анализа - в ценах базисного года, т.е. года представления организацией заявки на конкурс по выделению средств бюджета г.Москвы на компенсацию части купонного дохода по эмитируемым этими организациями облигациям. Если экономические показатели бизнес-планов (ТЭО) рассчитаны в условных единицах либо ценах предшествующих лет, эти показатели должны быть пересчитаны в цены базисного года, фактически действовавшие не позднее трех полных календарных месяцев до даты подачи заявки. Если заявка подается организацией в один из первых трех календарных месяцев нового финансового года, стоимостные показатели рассчитываются в ценах месяца, предшествовавшего месяцу подачи заявки.

3.5. Общим принципом оценок бюджетной эффективности инвестиционного проекта является сопоставление сумм притоков денежных средств в бюджет г.Москвы, связанных с осуществлением проекта по финансовой схеме, которая предусматривает привлечение инвестиций с фондового рынка, и сумм оттоков денежных средств из бюджета, по рассмотренным в настоящей Методике вариантам.

Положительное сальдо этих потоков денежных средств (т.е. бюджетный эффект), исчисленное с учетом фактора времени и инфляции, а также при соблюдении граничных условий эффективности, устанавливаемых настоящей Методикой, свидетельствует о целесообразности осуществления инвестиционного проекта с точки зрения имущественных и иных (социальных, экологических) интересов г.Москвы.

При этом следует различать:

- бюджетный эффект проекта с участием города Москвы в его финансировании;

- бюджетный эффект проекта без участия города Москвы в его финансировании;

- бюджетный эффект участия города Москвы в финансировании проекта, т.е. бюджетный эффект средств, направляемых городом на компенсацию части купонного дохода;

- бюджетный эффект участия города Москвы в проекте (в уставном капитале акционерного общества). Данный показатель определяется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) участия г.Москвы в акционерных обществах, утвержденными распорядительным документом Правительства Москвы.

3.6. Общим принципом оценок бюджетной эффективности средств, направляемых на компенсацию части купонного дохода по корпоративным и другим облигациям, является сопоставление бюджетного эффекта по двум основным вариантам схемы финансирования инвестиционного проекта:

А) без участия г.Москвы в финансировании проекта (вариант схемы финансирования, предусматривающий привлечение инвестиций путем выпуска и размещения организациями облигаций с выплатой купонного дохода частично - за счет собственных средств организаций-эмитентов, частично - за счет кредита коммерческих банков).

Вариант схемы финансирования, предусматривающий выплату всей суммы купонного дохода за счет собственных средств организаций, для целей настоящей Методики не рассматривается;

Б) с участием г.Москвы в финансировании проекта, в форме компенсации части купонного дохода по размещенным организациями облигациям. При этом финансирование проекта может осуществляться полностью за счет средств, полученных при размещении облигаций, либо частично - за счет этих средств, а частично - за счет собственных средств организаций.

Разница в суммах бюджетного эффекта по вариантам схем финансирования Б и А, как правило, определяет бюджетный эффект компенсации г.Москвой части купонного дохода по облигациям, выпущенным и размещенным (размещаемым) организациями для обеспечения финансирования проекта.

3.7. В расчетах денежных потоков учет инфляции и фактора времени осуществляется путем приведения значений показателей - составляющих потоков - к базисному году (году представления организацией заявки на конкурс), путем корректировки составляющих денежных потоков на прогнозные темпы инфляции, дефлирования этих составляющих, а также дисконтирования показателей в соответствии с разделами 6 и 7 Методики.

4. Основные положения по анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций и бизнес-планов (ТЭО) инвестиционных проектов

4.1. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций (предприятий) - эмитентов облигаций.

Целями анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций (предприятий) - эмитентов являются:

а) выявление достаточности чистой прибыли организаций для погашения основной суммы облигаций и выплат некомпенсируемой части купонного дохода с параметрами, определенными в Проспекте ценных бумаг (облигаций);

б) выявление достаточности собственных средств организаций (амортизации и чистой прибыли) для осуществления нормальной финансово-хозяйственной деятельности в период осуществления инвестиционного проекта.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций (предприятий), как правило, осуществляется по показателям:

- объемов продаж;

- доходов (от реализации и внереализационных доходов);

- прибыли до налогообложения;

- чистой прибыли;

- амортизации основных средств;

- рентабельности чистых активов;

- коэффициенту автономии собственных средств;

- коэффициентам текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами;

- коэффициенту покрытия текущих обязательств оборотными активами;

- средней заработной платы;

- численности работающих.

Данные показатели принимаются (по расчетным показателям - рассчитываются) по данным бухгалтерской отчетности за последние три полных календарных года, предшествовавших году представления на конкурс заявки, включающей бизнес-план (ТЭО) инвестиционного проекта. Кроме того, для анализа используются упомянутые показатели финансово-хозяйственной деятельности за полное количество кварталов текущего года, предшествовавших представлению организациями (предприятиями) на конкурс заявки, включающей бизнес-план (ТЭО) проекта.

4.1.1. Инвестиционный проект с точки зрения условий для нормальной финансово-хозяйственной деятельности организаций может считаться реализуемым, если:

а) коэффициенты текущей ликвидности и достаточности собственных оборотных средств за анализируемый период (последние три полных календарных года) выше их нормативных значений, установленных действующими нормативно-правовыми актами о финансовой несостоятельности (банкротстве), и за последний календарный год, как правило, выше, чем в предшествовавшие годы;

б) показатели стоимости чистых активов и объемов продаж за анализируемый период возрастают, при этом стоимость чистых активов организации превышает ее уставный капитал;

в) показатели рентабельности чистых активов по прибыли до налогообложения за последний отчетный год, как правило, не ниже ставки рефинансирования Банка России;

г) коэффициент автономии собственных средств за последние три календарных года возрастает;

д) организация отвечает критерию платежеспособности, установленному приложением 1 (пункт 1.6) к настоящей Методике.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»