Недействующий

О Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы (с изменениями на 6 июня 2006 года) (утратило силу с 1 января 2007 года на основании постановления Правительства Москвы от 29.08.2006 N 647-ПП)

2. Общие положения Программы

2.1. Состояние и проблемы развития потребительского рынка и услуг


Потребительский рынок города Москвы функционирует как одна из составных частей единого комплекса городского хозяйства. В деятельности потребительского рынка, обеспечивающего сферу конечного потребления населением товаров и услуг, находят свое отражение социальные и экономические проблемы мегаполиса, численность населения которого, с учетом гостей столицы, составляет порядка 12 млн. человек или около 8% всего населения России. При этом удельный вес Москвы в объемных показателях розничного товарооборота Российской Федерации составляет (по данным за 2003 год) - 28%, оборота оптовой торговли потребительскими товарами - 37%, реализации бытовых услуг - 17%.

Московская региональная система торгового и бытового обслуживания является крупнейшей в России и насчитывает в своем составе (по состоянию на 01.01.2004) 36,2 тыс. предприятий (торговли - 27,1; общественного питания - 8,9 и бытового обслуживания - 6,2 тысячи), 135 рынков, 22 тыс. объектов мелкорозничной сети.

В сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг занято 1,3 млн. человек или каждый четвертый работающий в городском хозяйстве Москвы.

В результате приватизации и коммерциализации ведущее положение на потребительском рынке занял сектор частного предпринимательства, на долю которого приходится более 99% от общих объемов оборота розничной торговли и реализации бытовых услуг. В новых экономических условиях главными средствами взаимодействия органов государственной власти с субъектами хозяйственной деятельности в сфере потребительского рынка и услуг стали методы координации, правового регулирования и саморегулирования участников экономических отношений, использование информационно-коммуникационных технологий.

Выполнение задач социально-экономического развития города, установленных Программой Правительства Москвы на 2003 год*, обеспечило рост реальных доходов москвичей на 126,0% по сравнению с уровнем 2002 года. Денежные расходы населения (с учетом приезжих) на покупку товаров и оплату услуг на территории Москвы возросли в фактических ценах на 28,6%. При этом весь предъявленный платежеспособный спрос населения был полностью обеспечен предложением основных потребительских товаров, торговых и бытовых услуг.

________________

* Постановление Правительства Москвы от 31.12.2002 N 1080-ПП.


Объем оборота розничной торговли во всех каналах реализации в Москве в 2003 году составил 1179,0 млрд.руб., что на 113,9% превысило в фактических ценах соответствующий показатель 2002 года, а в сопоставимых ценах обеспечило рост на 104,1% (2002 год - 103,1%). Доля организованного рынка в формировании оборота розничной торговли возросла до 74% против 71% в 2000 году (крупные и средние предприятия и организации - 25%, субъекты малого предпринимательства - 49%).

В структуре розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров в общем объеме составил 41%, непродовольственных - 59%.

На крупных торговых предприятиях Москвы число ассортиментных разновидностей продовольственных товаров превысило 10 тыс. наименований, промышленных - 30 тыс. наименований.

Объем товарооборота общественного питания в 2003 году составил 40,9 млрд.руб. и превысил показатели 2002 года в фактических ценах на 25,3%, а в сопоставимых ценах - на 0,1%.

Объем бытовых услуг населению составил в 2003 году 29,2 млрд.руб., что в сопоставимых ценах на 1,4% выше уровня 2002 года.

По сравнению с началом 90-х годов удвоилась емкость сети предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг, значительно повысились показатели обеспеченности сети, которые составляют в настоящее время в части торговых площадей 487 кв.м торговых площадей (или общих 950 кв.м) в расчете на 1000 жителей.

На основе развития материально-технической базы отрасли повысился технический уровень торгового и бытового обслуживания. В 2003 году введено в строй 2224 новых предприятия, в том числе: 1332 - торговли, 365 - общественного питания, 423 - бытового обслуживания населения, 104 - многопрофильных комплекса, и др. Реконструировано 931 предприятие потребительского рынка. Потребительский рынок Москвы обеспечил высокую привлекательность для вложений капиталов и их эффективного использования.

С вводом новых объектов несколько улучшилось территориальное размещение сети предприятий потребительского рынка и услуг по районам города (Южный, Юго-Восточный административные округа и др.).

В развитие Генерального плана города Правительством Москвы утверждена Генеральная схема размещения крупных торговых объектов городского значения до 2020 года и механизм ее реализации, что в корне меняет сложившиеся подходы к развитию инфраструктуры отрасли торговли. Определение стратегии ее градостроительного размещения на длительную перспективу приобретает особую актуальность в связи с тем, что в Москву пришли лидеры мировой торговли, такие как "Метро", "Спар" и многие другие.

Определенные структурные изменения происходили в секторе неорганизованной торговли. Они были связаны с упорядочением работы сети рынков, а также объектов мелкорозничной торговли на территории Москвы. За период 2000-2003 годов общее число рынков в городе сократилось с 240 до 135.

В Москве широко внедряются лучшие мировые стандарты и технологии, связанные с сетевыми формами организации торгового и бытового обслуживания. Продолжают развиваться крупные торговые сети, такие как "Седьмой Континент", "Перекресток", "Рамстор", "БИН", "Копейка", "ДИКСИ", "Седьмой континент", "Перекресток" и др. Сетевые структуры, в том числе с использованием механизма франчайзинга, формируются в общественном питании и бытовом обслуживании населения ("Елки-палки", "Русское бистро", "Ростикс", "БФТ-Диана", "Лисичка", "А-Айсберг", "Алина-сервис" и др.). На сетевых принципах организации строится работа магазинов сниженных цен (дискаунтов), магазинов по предварительным заказам населения "Утконос" и других видов социально ориентированных предприятий торговли.

Развивается нормативно-правовая база предпринимательской деятельности, призванная обеспечить защиту прав предпринимателей. Для реализации недавно принятых федеральных законов в области технического регулирования, упорядочения деятельности контролирующих органов и пресечения необоснованных административных барьеров необходима разработка и внедрение новых механизмов, форм и методов контроля качества и безопасности товаров и услуг, кардинальная перестройка работы контролирующих и надзорных органов в сфере потребительского рынка, предусматривающая оптимизацию контрольной деятельности, сокращение числа контролирующих органов и устранение дублирования их деятельности.

Заметно улучшилось экономическое положение предприятий и организаций потребительского рынка и услуг. Об этом свидетельствует рост налоговых поступлений в городской бюджет по отрасли "Торговля и общественное питание", которые составили в 2003 году 28,8 млрд.руб. Доля предприятий торговли и общественного питания в доходах городского бюджета составляет порядка 17,4%.

Состояние и тенденции развития потребительского рынка и услуг свидетельствуют также о наличии ряда серьезных проблем, требующих своего решения в рассматриваемой перспективе (2004-2006 годы).

На фоне роста по сравнению с дореформенным периодом в семьях москвичей среднедушевого потребления большинства основных продуктов питания и уровня обеспеченности горожан в расчете на 1000 жителей основными потребительскими товарами длительного пользования (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т.д.) имеет место заметное снижение уровней среднедушевого потребления услуг общественного питания и бытового обслуживания.

При очевидном замедлении темпов инфляции на потребительском рынке в последние годы, ее уровень остается еще достаточно значительным. Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в Москве в 2003 году составил 113,0%.

По стоимости жизни Москва относится к числу "дорогих" городов-мегаполисов в мире, а московский прожиточный минимум является одним из самых высоких в Российской Федерации. Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчин трудоспособного возраста), рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, оценивалась в конце декабря 2003 года в Москве в 1373 руб. 75 коп. и возросла по сравнению с началом года на 7,9%.

Имеет место существенная (до 15-20%) дифференциация цен на одноименные товары, в том числе первой необходимости, по территориям административных округов города.

Рост потребительских цен во многом обусловлен факторами, лежащими в сфере оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг. В их числе: высокие издержки обращения, наличие многочисленных посредников, высокая импортная зависимость по отдельным видам потребительских товаров ("наведенная" инфляция, связанная с ростом курса евро по отношению к рублю), недостаточная конкуренция между предприятиями на локальном уровне в случае низкой насыщенности торговой сети и др.

С учетом того, что одна пятая часть населения Москвы имеет денежные доходы ниже прожиточного минимума, одной из главных проблем развития потребительского рынка города в рассматриваемой перспективе является обеспечение экономической (ценовой) доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения.