ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2004 года N 28-ПП
О реализации положений Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в части подготовки проекта закона Российской Федерации "Об отнесении находящихся в государственной собственности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности"
(с изменениями на 30 декабря 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2021 года N 2237-ПП (Вестник Москвы N 7, 01.02.2022).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2006 года N 573-ПП приостановлено действие пункта 11 настоящего постановления в части подготовки проекта закона Российской Федерации "Об отнесении находящихся в государственной собственности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности".
____________________________________________________________________
На территории города Москвы как субъекта Российской Федерации расположены около 4000 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации всех видов и категорий (далее - объекты культурного наследия).
Значительная площадь территории города занята земельными участками, на которых расположены объекты культурного наследия федерального значения, а также зоны их охраны.
Москва как собственник большого количества объектов культурного наследия федерального значения длительное время несет бремя затрат по их государственной охране, сохранению, популяризации и обеспечивает государственное управление и использование данных памятников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в последнее время обнаружилась правовая неопределенность имущественной принадлежности и полномочий в отношении зарегистрированных в собственности города объектов культурного наследия федерального значения (далее - правовая неопределенность), связанная с отдельными положениями постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Указа Президента Российской Федерации от 20.02.95 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия Федерального (общероссийского) значения". Такое положение негативным образом отражается на государственной охране объектов культурного наследия, обеспечении их сохранения и использования, а также на инвестиционной привлекательности городских территорий.
В целях разрешения правовой неопределенности было принято распоряжение Правительства Москвы от 02.10.2002 N 1468-РП "Об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации", во исполнение которого в Конституционный Суд Российской Федерации внесен запрос Правительства Москвы о соответствии Конституции Российской Федерации постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 и Указа Президента Российской Федерации от 20.02.95 N 176.
Указанное распоряжение учитывает положения Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", что объекты культурного наследия вне зависимости от их категории историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также других формах собственности, если иной порядок не установлен Федеральным законом.
Указанный Федеральный закон определил необходимость принятия специального закона, регулирующего отнесение находящихся в государственной собственности объектов культурного наследия к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности (далее - закон о разграничении собственности), а также до принятия этого закона приостановил регистрацию прав федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия и приватизацию объектов культурного наследия федерального значения.
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 29.10.2002 N 1653-РП "О подготовке проекта федерального закона "О разграничении государственной собственности на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры)" была образована комиссия Правительства Москвы, которой были разработаны концепция отнесения находящихся в государственной собственности объектов культурного наследия к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности и проект федерального закона "Об отнесении находящихся в государственной собственности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности" (далее - законопроект).
Законопроект предусматривает подготовку и утверждение проектов перечней объектов культурного наследия, подлежащих разграничению и рекомендуемых для отнесения к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности (далее - проекты разграничительных перечней объектов культурного наследия).
В целях подготовки проектов разграничительных перечней объектов культурного наследия и учета мнения федеральных органов исполнительной власти при подготовке законопроекта была создана рабочая группа Правительства Москвы, Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации по определению имущественных прав на объекты культурного наследия федерального значения.
Итогом деятельности рабочей группы стали проекты перечней зданий-объектов культурного наследия федерального значения, находящихся в государственной собственности и рекомендованных для отнесения к федеральной собственности и собственности города Москвы.
Таким образом, по результатам деятельности комиссии и рабочей группы разработан проект федерального закона "Об отнесении находящихся в государственной собственности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности" для организации в соответствии с ним в городе Москве процедуры разграничения собственности.
В целях обеспечения законодательного решения проблемы определения имущественных прав на объекты культурного наследия и в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить представленную концепцию отнесения находящихся в государственной собственности объектов культурного наследия к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности (далее - концепция разграничения собственности на памятники), разработанную с учетом специфики объектов культурного наследия как особого вида недвижимого имущества, подлежащего государственной охране, сохранению, использованию и популяризации (приложение 1).
2. Одобрить следующие принципы отнесения находящихся в государственной собственности объектов культурного наследия к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности:
- равный учет интересов и возможностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при разграничении собственности;
- значимость историко-культурного значения объекта культурного наследия, подлежащего разграничению (федеральная, региональная или местная (муниципальная), не является основанием для отнесения его к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, общей собственности Российской Федерации и одного (нескольких) субъектов Российской Федерации или к общей собственности нескольких субъектов Российской Федерации;
- согласованный учет всех установленных Федеральным законом оснований, по которым объект культурного наследия может быть отнесен к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, общей собственности Российской Федерации и одного (нескольких) субъекта Российской Федерации или к общей собственности нескольких субъектов Российской Федерации;
- разграничение собственности осуществляется в отношении всех объектов культурного наследия (с учетом их специфики как особого вида недвижимого имущества), включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и находящихся в государственной собственности;
- пообъектное рассмотрение всех подлежащих разграничению объектов культурного наследия на основе предварительного определения их полного имущественного состава и границ территории в соответствии с требованиями государственной охраны объектов культурного наследия;
- наличие обязательств публичного образования, претендующего на право собственности на объект культурного наследия, об обеспечении его сохранения и использования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия;