Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2003 года N 746-ПП


О Генеральной схеме комплексного благоустройства города Москвы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 30 декабря 2021 года N 2237-ПП
____________________________________________________________________


В настоящее время реализация комплексного благоустройства города осуществляется через масштабные работы по комплексному благоустройству отдельных объектов, территорий и участков города, выполняемые городскими службами, в основном, в рамках программы "Мой двор, мой подъезд".

В целях повышения градостроительной эффективности благоустроительной деятельности ведется разработка нормативной и правовой базы благоустройства, основные направления которой определены постановлением Правительства Москвы от 10.07.2001 N 642-ПП "О мероприятиях по формированию нормативной базы комплексного благоустройства в городе Москве". В рамках реализации этого постановления разработаны и введены в действие нормативы комплексного благоустройства, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 06.08.2002 N 623-ПП "Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02" и зарегистрированные Госстроем России.

Во исполнение постановления Правительства Москвы от 10.07.2001 N 642-ПП "О мероприятиях по формированию нормативной базы комплексного благоустройства в городе Москве" и в целях реализации Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года по разделу "Основные направления комплексного благоустройства города" с учетом утвержденных нормативов комплексного благоустройства и градостроительных планов развития административных округов разработана Генеральная схема комплексного благоустройства города Москвы, получившая положительное заключение Государственной экологической экспертизы.

Для обеспечения градостроительных предпосылок совершенствования комплексного благоустройства города, повышения качества городской среды и улучшения условий проживания и отдыха населения, концентрации усилий в проектировании и реализации комплексного благоустройства на наиболее значимых в градостроительном отношении территориях города Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить основные положения, сводный чертеж и сводные показатели Генеральной схемы комплексного благоустройства города Москвы (далее - Генеральная схема), согласно приложениям 1, 2, 3 к настоящему постановлению, предусматривающие:

1.1. Применение всей палитры методов и приемов благоустройства, включая колористическое решение, архитектурное освещение, озеленение и ландшафтную архитектуру, городской дизайн, малые формы, рекламу, монументальное искусство, мощение, цветочное оформление в различных сочетаниях с учетом дифференцированных требований, предъявляемых к различным градостроительным ситуациям, с учетом местоположения в исторической структуре, функционально-планировочной организации, архитектурно-пространственной структуре города.

1.2. Благоустройство жилых территорий, обеспечивающее создание безопасной, комфортной и эстетически привлекательной среды проживания, в том числе поддержание и развитие благоустройства территорий, сохраняемых на период до 2020 года (23,75 тыс.га), в рамках программы "Мой двор, мой подъезд"; приоритетное проектирование и реализацию благоустройства и озеленения территорий районов массовой реконструкции и нового строительства (6,55 тыс.га) с учетом максимального сохранения ценных зеленых насаждений в рамках городских и инвестиционных программ по жилищному строительству.

1.3. Благоустройство сложившихся (9,2 тыс.га) и вновь формируемых (2,5 тыс.га) территорий общественного назначения,обеспечивающее формирование уникальных городских пространств, с применением всей палитры средств и методов комплексного благоустройства.

1.4. Благоустройство сложившихся и формирование новых территорий рекреационного назначения (10,1 тыс.га) в зонах активного рекреационного использования с обеспечением режима экологической реабилитации в пределах природоохранных зон.

1.5. Благоустройство территорий вдоль водных пространств с обустройством прогулочных зон вдоль набережных, зон отдыха на воде (1,6 тыс.га), с обеспечением режима экологической реабилитации вдоль естественных русел малых рек и водоемов, имеющих природоохранное значение (1,5 тыс.га).

1.6. Благоустройство сохраняемых на период до 2020 года территорий производственного назначения (14,6 тыс.га), обеспечивающее формирование эстетически полноценной городской среды с выделением входных зон и фронта застройки, формирующих градостроительно значимые оси и узлы.

1.7. Благоустройство существующих (11,6 тыс.га) и вновь создаваемых (2,3 тыс.га) магистральных улиц различного класса, а также въездов в город, средствами озеленения, дизайна, рекламы, информационного обеспечения с учетом требований безопасности дорожного движения.

2. Одобрить разработанные в составе Генеральной схемы предложения по выделению зон:

2.1. Благоустройства общественных пространств города, в том числе общегородского уровня (2,3 тыс.га), для разработки градостроительной и проектной документации и организации работ по созданию развитой системы благоустройства (приложение 4).

2.2. Благоустройства производственных зон, санитарно-защитных зон предприятий и технических зон инженерных коммуникаций (в том числе зон санитарной охраны водоводов) для повышения их средозащитной роли с проработкой методических рекомендаций и требований к благоустройству для последующего внедрения в проектирование и реализации (приложение 5).

3. Одобрить положительный опыт префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы в части внедрения системного подхода и градостроительных принципов в проектирование комплексного благоустройства территории округа (приложение 6) и рекомендовать префектурам административных округов города Москвы использовать имеющийся опыт с целью дальнейшей реализации программы "Мой двор, мой подъезд" и расширения фронта работ по благоустройству городских территорий на основе Генеральной схемы.

4. Москомархитектуре:

4.1. В 2004 году разработать с учетом Генеральной схемы (п.1), а также Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02 иллюстрированный каталог малых форм и элементов комплексного благоустройства из высококачественных, сертифицированных изделий с целью внедрения передового опыта фирм-производителей.

4.2. Совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы продолжить практику проведения ежегодных городских выставок-конкурсов проектов благоустройства, демонстрирующих различные архитектурные решения благоустройства городских территорий, включая организацию мест отстоя автотранспорта.

4.3. Совместно с префектурами административных округов города Москвы и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в 2004 году подготовить предложения по видам документации и очередности разработки градостроительной и проектной документации зон благоустройства общественных пространств города (приложение 4).

5. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы в IV квартале 2003 года обеспечить разработку Первоочередных мероприятий по реализации Генеральной схемы на период 2004-2005 годов и внести в I квартале 2004 года на утверждение Правительства Москвы.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н. с ежегодным представлением отчета Мэру Москвы в рамках Аналитического доклада о ходе реализации Генерального плана развития города Москвы.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 2 сентября 2003 года N 746-ПП

Основные положения Генеральной схемы комплексного
благоустройства города Москвы

     

Введение

Генеральная схема комплексного благоустройства города Москвы разработана Москомархитектурой (ГУП НИиПИ Генплана Москвы совместно с ГУП "Моспроект-3") по заказу Департамента экономической политики и развития города Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2001 N 642-ПП "О мероприятиях по формированию нормативной базы комплексного благоустройства в городе Москве".

Анализ реализации программ комплексного благоустройства территории Москвы показывает, что городскими службами выполняются масштабные работы по комплексному благоустройству отдельных объектов, территорий и участков города.

В настоящее время расширена палитра видов благоустройства, внедрены новейшие технологии, улучшилось качество исполнения благоустройства, повысились стандарты требовательности. Сложились отраслевые направления, формирующие эстетический облик городской среды и обеспечивающие комфортные условия проживания.

Осуществляется разработка нормативно-правовой базы благоустройства. Разработаны и введены в действие нормативы комплексного благоустройства, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 06.08.2002 N 623-ПП "Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02" и зарегистрированные Госстроем России (03.12.2002 N ТСН 30-307-2002). Разработаны формы паспортов на благоустройство, введен Паспорт планировочного решения и благоустройства территории.

В части цветочного оформления разработана и успешно применяется московская палитра, введен Колористический паспорт с компьютерной цветовой моделью (ежегодно выдается 2000 паспортов), выполнена цветовая модель облика города и разработаны рекомендации, охватывающие не только фасады зданий, но и праздничное оформление, цветочное; мощение, транспорт, малые формы и т.д.

Создана комплексная система праздничного оформления, разработаны и внедрены новые объемно-пространственные конструкции, новейшие светодинамические сооружения. Введена единая колористическая гамма праздников.

Формируется световой облик города. Ежегодно в плановом порядке по проектам подсвечивается более 50 значительных архитектурных доминант города.

Успешно реализуется Генеральная схема цветочного оформления города Москвы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 14.01.2003 N 8-ПП. Объем цветников не просто увеличился, он изменился качественно. Фестивали цветов стали традиционными, цветы появились на жилых и общественных территориях города.

Разработана и успешно реализуется Генеральная схема оптимизации рекламного пространства города Москвы, одобренная Общественным Советом при Мэре Москвы 15.11.2002. Историческая часть города освобождается от крупноразмерных щитовых конструкций.

Становится привычным создание благоустроенных пространств, фрагментов городской среды - площадей, магистралей, бульваров (Манеж, площадь Европы, Кутузовский проспект, сквер у Большого театра, площадь Гагарина).

Ведутся работы по формированию озелененных территорий, благоустройству набережных и берегов, размещению памятников и фонтанов.

В то же время, главной наиболее массовой программой, формирующей облик города, является программа "Мой двор, мой подъезд". Начатая инициативно, она переросла в профессиональное движение. Соревновательный дух, как в проектах,так и в реализации благоустройства, усиливается переходом от благоустройства отдельного двора и подъезда к микрорайонам. Программа носит социальную направленность и определена Мэром и Правительством Москвы как приоритетная. На первом этапе реализации программы (1998-1999 годов) в программу были включены только дворовые территории сложившейся жилой застройки. В последующие годы сфера благоустроительных работ значительно расширилась и в нее были вовлечены сначала территории объектов образования и здравоохранения, затем спорта и социальной сферы, территории общественного и рекреационного назначения.

За годы действия программы "Мой двор, мой подъезд" были благоустроены 24,8 тыс. жилых дворов, территории 870 объектов здравоохранения, 4,1 тыс. объектов образования, 2,3 тыс. объектов производственного назначения, 2,7 тыс. объектов торговли и бытового назначения.

Вместе с тем, в этот период работ по комплексному благоустройству стали проявляться и негативные особенности:

- несоответствие применяемых методов и материалов благоустройства положению и роли территории в городской структуре;

- наличие "заброшенных", т.е. неучтенных территорий;

- несинхронизированность различных видов работ на одной территории.

В значительной степени эти недостатки были обусловлены отсутствием градостроительной модели формирования комплексного благоустройства в городе в целом. Необходим был переход от масштаба Генерального плана города Москвы к масштабу градостроительного регулирования процессов благоустройства.

В Генеральной схеме комплексного благоустройства города Москвы детализированы основные положения Генерального плана города Москвы по разделу "Основные направления комплексного благоустройства города";

- синтезирован практический опыт работ по благоустройству города и имеющиеся проектные проработки на всех территориальных уровнях с учетом утвержденных градостроительных планов развития административных округов, Генерального плана развития города Зеленограда, а также последних разработок по отдельным элементам комплексного благоустройства;

- даны градостроительные требования к благоустройству различных территорий города в увязке с действующими нормами и правилами проектирования комплексного благоустройства.

Основные положения Генеральной схемы

1. Градостроительный подход к проектированию и реализации комплексного благоустройства города

Комплексное благоустройство - взаимоувязанное применение средств ландшафтной и садово-парковой архитектуры, пластической организации и покрытия поверхности земли, оборудования территории и застройки устройствами для безопасности и удобства использования, средств освещения и цветового решения участков территории, зданий и сооружений, декоративного озеленения, декоративной пластики и графики, визуальной информации и рекламы, иных средств. Именно благоустройство является той составляющей городской среды, которая может сформировать комфорт, эстетическую и функциональную привлекательность, качество и удобство жизни горожан. Учитывая важную роль благоустройства и активное развитие благоустроительной деятельности в городе, комплексное благоустройство формируется в особую отрасль проектирования и городского хозяйства.

Объектами комплексного благоустройства являются все элементы города, ранжированные по уровням, т.е. комплексное благоустройство охватывает весь город, кроме части участков природного комплекса и особо охраняемых природных территорий, подлежащих экологической реабилитации.

Палитра методов комплексного благоустройства необычно широка: озеленение, цветочное оформление, мощение, колористика,архитектурное освещение, реклама, малые формы, дизайн, монументальное искусство, декоративное обводнение и т.д., и наибольший эффект дает их комплексное применение в различных сочетаниях с учетом градостроительных предпосылок и ограничений.

В целях развития градостроительного подхода к комплексному благоустройству города в Генеральной схеме комплексного благоустройства города Москвы предложено дифференцировать городские территории следующим образом:

- территории, где комплексное благоустройство является самостоятельным и ведущим фактором формирования и улучшения городской среды: районы сохраняемой сложившейся жилой застройки; районы сохраняемой производственной и общественной застройки; рекреационные территории природного комплекса (территории рекреационного назначения природного комплекса - зоны отдыха, парки, сады, скверы, бульвары, рекреационные центры в составе особо охраняемых природных территорий, режимы регулирования градостроительной деятельности и функциональные зоны которых, включая выделение рекреационных центров, устанавливаются при разработке градостроительной документации);

- территории, где комплексное благоустройство выступает средством, сопутствующим разработке проектов, новому строительству или реконструкции территории: участки нового строительства и реконструкции территорий жилого, общественного и производственного назначения;

- территории, на которых основными методами являются экологическая реабилитация и реставрация: территории природного комплекса с соответствующим режимом регулирования градостроительной деятельности, участки особо охраняемых природных территорий в соответствии с режимами регулирования градостроительной деятельности и функциональным назначением, территории объектов историко-культурного наследия (памятников садово-паркового искусства, истории и архитектуры).

2. Типология градостроительных ситуаций

К различным типологическим градостроительным ситуациям рекомендуется применять дифференцированные требования к комплексному благоустройству городских территорий:

2.1. По местоположению в исторической структуре города:

- Исторический центр (в т.ч. Кремль, Китай-город, территории в пределах Бульварного кольца, Садового кольца и Камер-Коллежского вала). В этой зоне необходимо выявить историческую специфику территории, обеспечить гармоничное взаимодействие с ценной планировкой и застройкой, поддержание исторической планировочной структуры и масштаба. При разработке проектных материалов в разделе "благоустройство прилегающей территории" следует предусматривать организацию благоустройства посредством крышного, вертикального и мобильного озеленения и цветочного оформления в различных сочетаниях.

- Средняя зона (в границах проектируемого 4-го транспортного кольца). Возможно применение смешанных методов, отражающих переходный характер зоны от исторического центра к современной периферии.

- Периферия (в том числе территории между проектируемым 4-м кольцом и МКАД и за пределами МКАД). Применение новаторских и экспериментальных приемов благоустройства (за исключением территории объектов историко-культурного наследия).

2.2. По местоположению в функционально-планировочной организации города:

- Территории общественного назначения, спецификой которых является их высокая градостроительная значимость и уникальный характер застройки, что предполагает индивидуальный подход к проектированию комплексного благоустройства. На территориях общественного назначения предусматривается активное использование элементов городского дизайна, формирование пешеходных пространств средствами декоративного мощения, озеленения, цветочного оформления, малых форм архитектуры, организация уличных, внеуличных и приобъектных автостоянок.

- Территории жилого назначения, благоустройство которых должно обеспечивать создание безопасной, комфортной и эстетически привлекательной среды обитания, формирование единой, доступной для всех жителей системы общественных пространств на уровне жилых групп, микрорайонов, и жилых районов, соблюдение камерного масштаба объемно-композиционных решений. Формирование благоустройства на жилых территориях должно осуществляться с учетом реализации Городской целевой программы гаражного строительства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»