Повышение уровня образования и профессиональной подготовки населения является мощным фактором ускорения структурной перестройки экономики и обеспечения экономического роста. Международная практика показала наличие прямой зависимости между инвестициями в подготовку кадров и ростом валового внутреннего продукта.
Рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности конъюнктуры вынуждает людей постоянно совершенствовать свою профессиональную подготовку. Сегодня в большинстве развитых стран мира число взрослых, проходящих различные формы профессиональной подготовки, превысило число школьников и студентов. Устойчивое развитие экономики достигается в условиях, когда экономически активное население постоянно обучается, а государство предоставляет для этого необходимые условия.
Непрерывное повышение профессиональных знаний руководителей и специалистов всех уровней, совершенствование их квалификации, подготовка к выполнению новых видов профессиональной деятельности должны быть тесно увязаны с деловой карьерой работников и осуществляться в течение всей трудовой деятельности в различных формах - от обучения в образовательных учреждениях до подготовки непосредственно на рабочих местах, что предполагает наличие системы непрерывного обучения взрослого населения.
Москва по степени концентрации учебных заведений и профессионализму преподавательского состава занимает уникальное положение в России. В настоящее время в городе сосредоточен наивысший по России учебно-преподавательский потенциал, который в значительной степени уже используется в интересах города. Так, численность слушателей, обученных и проходящих подготовку и повышение квалификации в учебных заведениях Москвы в рамках Межотраслевой программы подготовки кадров для рыночной экономики на 2001-2003 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 26 сентября 2000 года N 755, превышает 100 тыс. человек. Однако исследования, проведенные на основе массовых опросов руководителей и специалистов московских предприятий и организаций, показывают, что достигнутые результаты составляют не более 20% от имеющихся потребностей.
В ходе реформирования системы городского управления и хозяйства продолжает оставаться актуальной проблема дефицита подготовленных к условиям рыночной экономики управленческих и финансовых кадров на предприятиях и организациях реального сектора и других бюджетообразующих предприятиях города.
Практика проведения экономических реформ показала исключительно важную роль управленческих и финансовых кадров, подготовленных к работе в условиях рыночной экономики. Нестабильность экономической ситуации и кризисные явления в значительной степени объясняются отсутствием достаточного числа квалифицированных руководителей и специалистов, равно как и недостатками в их целевой подготовке по экономике и организации управления.
Имеющийся кадровый и методический потенциал в сфере подготовки специалистов по управлению, экономике и финансам нуждается в дальнейшей концентрации, ощущается недостаток специальных практически ориентированных учебных программ, способных предоставить адекватные знания специалистам-практикам.
Проведение рыночных реформ в России оказало серьезное влияние на процессы подготовки кадров. Необычайно возросла актуальность эффективного кадрового сопровождения проводимых реформ и возникла необходимость наряду с реформированием экономического механизма найти пути резкой интенсификации работы по подъему уровня квалификации и деловой компетентности работников. Переход к рынку потребовал принципиально новых профессий, специальностей, квалификаций. Появилась и постоянно увеличивается потребность в специалистах в области менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий, инновационной деятельности, реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
В условиях глубоких экономических перемен существующая система повышения квалификации нуждается в совершенствовании и должна быть направлена на решение новых задач.
Решение проблемы подготовки управленческих и финансовых кадров для работы в условиях рыночной экономики может быть достигнуто за счет дальнейшей концентрации усилий городских и муниципальных органов управления, неправительственных организаций, образовательных учреждений, предприятий и общественных организаций в рамках Целевой городской программы.
Реализованная в 2001-2003 годах Межотраслевая программа подготовки кадров для рыночной экономики обеспечила необходимую кадровую поддержку малого предпринимательства как развивающегося сектора городской экономики. За этот период подготовлено свыше ста тысяч предпринимателей, руководителей, специалистов малых предприятий и специалистов городской инфрастуктуры поддержки предпринимательства. Отмеченный за эти годы прогресс развития малого предпринимательства в немалой степени определялся уровнем подготовки, практическими знаниями и навыками, полученными многими предпринимателями в рамках программы.
В то же время развитие экономики города определило новые принципиальные ориентиры системы подготовки кадров. Ранее обучение проводилось по широкому набору направлений в расчете на произвольный, в большей степени интуитивный выбор вида дальнейшей хозяйственной деятельности предпринимателями в зависимости от их личных интересов. Город же, вложив свои средства в предпринимателя, не получал уверенной гарантии в отдаче этих инвестиций в человеческий капитал, в их использовании в нужных городу направлениях.
В рамках совершенствования системы разработчиками был уточнен принципиальный подход программы - подготовка кадров должна вестись целенаправленным образом, концентрируясь на приоритетных направлениях городского хозяйства, отвечая первоочередным потребностям города. В настоящее время к ним можно отнести:
- жилищно-коммунальную реформу, призванную существенно снизить нагрузку на бюджет, затрагивающую сложнейшую, антирыночную хозяйственную систему, влияющую практически на все население города;
- инновационную деятельность, способную на основе мобилизации интеллектуального потенциала москвичей коренным образом ускорить проведение рыночных преобразований, реально повысить эффективность производства товаров и услуг, поднять уровень их качества до современных стандартов;
- максимальное развитие информационно-технологической индустрии, рынка высокотехнологичных коммуникационных услуг как основы для вывода Москвы в современное информационное общество.
Определенные перспективы развития малого бизнеса просматриваются и по другим направлениям, установленным постановлениями Правительства Москвы.
Указанный подход не предполагает введение мер административного принуждения выбора вида деятельности. В полном соответствии с рыночными требованиями предполагается параллельно с подготовкой кадров вести подготовку экономических условий, привлекающих предпринимателей в эти сферы городского хозяйства.
Ожидаемый эффект от реализации этих направлений определяется экономическими результатами активного внедрения предпринимателей в консервативные, затратные сферы хозяйства. Нестандартные творческие подходы МП способны привести к радикальным позитивным изменениям, преодолеть монополизм, оздоровить рыночную систему в целом.
Немаловажны для города и последствия расширения сферы деятельности малого бизнеса, выражающиеся в значительном снижении социальной напряженности на рынке труда, формировании у населения города уверенности в социально-экономической стабильности.
Программа построена на следующих основных принципах:
- системность (построение программы с учетом целевых групп обучения, приоритетных направлений подготовки и форм обучения);
- комплексность (учет потребностей в обучении по профессиональному, отраслевому и территориальному принципам);
- делегирование функций (обеспечение участия профильных учебных заведений Москвы в реализации проектов программы);
- блочный принцип (возможность встраивания в структуру программы дополнительных программных мероприятий);
- целенаправленность (адресная реализация проектов на основе поступающих заявок);
- конкурсность подбора исполнителей учебных программ на основе объективных методик оценки поступивших предложений;
- рыночная обоснованность цены на разработку и реализацию учебных курсов;