Недействующий

Об основных направлениях реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 04.06.2014 N 304-ПП)

3.1. Действующая система социальной защиты населения в сфере потребительского рынка и услуг за счет бюджетных и привлеченных источников и меры по ее дальнейшему развитию


Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу обозначены проблемы и определены приоритеты социальной политики до 2004 года.

В числе приоритетов определен перевод всех социальных выплат в денежную форму на основе адресной помощи.

Реализация этого принципа, помимо прямых бюджетных выплат льготным категориям населения, требует финансирования создания соответствующей инфраструктуры, поэтому необходимы поэтапные формы и методы решения указанных задач в долгосрочной перспективе.

Вместе с тем высокая дифференциация доходов и потребительских расходов на покупку продовольственных товаров, значительный разрыв в уровнях среднедушевого потребления продуктов питания по доходным группам населения не может оставаться без каждодневного внимания власти.

В малообеспеченных семьях по сравнению со среднестатистическими показателями фактическое потребление мясных продуктов ниже в 2,1 раза, молочных - в 1,5 раза, рыбных - в 2,2 раза, фруктов - в 2 раза.

В семьях москвичей, находящихся за чертой бедности (в январе-марте 2003 года 23,6% населения Москвы имели среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума), фактические расходы на покупку продовольственных товаров не покрывают стоимости минимального набора продуктов питания потребительской корзины.

Пока не в полной мере решаются вопросы обеспечения физиологических норм питания для малообеспеченных категорий населения.

Для содействия в решении этих и других проблем ежегодно в рамках Комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы выделялись бюджетные средства малообеспеченным категориям граждан, оказывалась благотворительная помощь (в том числе предприятиями потребительского рынка и услуг).

Комплексной программой мер социальной защиты жителей Москвы на 2003 год и Инвестиционной программой города Москвы предусмотрено прямое бюджетное финансирование целого ряда направлений деятельности в сфере потребительского рынка.

Ежемесячно инвалидам и участникам Великой Отечественной войны выплачивается компенсация стоимости основных продуктов питания из социально необходимого набора в связи с ростом стоимости жизни. Размер компенсации составляет 200 рублей в месяц. Проводится ежегодная индексация размеров компенсации.

Финансируется система организации питания учащихся в школах города Москвы. Затраты на организацию питания составляют:

- завтраки для 185000 учащихся 1-4 классов (14 рублей на каждого учащегося в день) на общую сумму 420082 тыс. руб.;

- двухразовое питание 220900 учащихся из многодетных и социально незащищенных семей 1-11 классов (завтрак и обед 44 рубля в день на каждого учащегося) на общую сумму 1671010 тыс.руб.

В соответствии с федеральным законодательством предусмотрена компенсация в размере 3 рублей на питание учащихся 5-11 классов.

Развивается материально-техническая база предприятий школьного питания.

За 2000-2003 годы в соответствии с городской программой "Совершенствование организации питания учащихся города на основе внедрения новых технологий приготовления пищи и форм обслуживания на период с 2000 до 2003 года" под новые технологии приготовления пищи и формы обслуживания модернизированы 782 школьных пищеблоков.

В соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется государственное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

Ограничение размеров наценки препятствует необоснованному завышению цен при обслуживании студентов и учащихся.

Регулируются цены на предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, предоставляемого по желанию родственников умершего взамен социального пособия на погребение.

Стоимость такого стандартного набора услуг (3000 рублей) ниже аналогичного набора услуг, свободно предлагаемого коммерческими организациями, в среднем в 2-3 раза.

За счет средств Инвестиционной программы города Москвы финансируются проектно-изыскательские работы, строительство и реконструкция городских кладбищ. Содержание и эксплуатация московских кладбищ осуществляется за счет соответствующей статьи городского бюджета.

На строительство, реконструкцию и проектно-изыскательские работы в 2003 году предусмотрено 378,9 млн. рублей (в 2002 году - 549,366 млн. рублей), на содержание и благоустройство городских кладбищ соответственно 45,790 млн. рублей (в 2002 году - 39,790 млн. рублей).

С 2003 года за счет средств городского бюджета будут изготавливаться и устанавливаться мемориальные надгробия умершим пенсионерам, являвшимся инвалидами 1 или 2 группы, инвалидам с детства или реабилитированным лицам. Затраты городского бюджета составят 1250 рублей на каждое надгробие.

Широко используются формы софинансирования из городских (в том числе за счет льгот по арендной плате и коммунальным платежам) и привлеченных источников (средств предприятий).

К ним относятся оказание услуг в центрах социального обслуживания и социальных жилых домах.

В настоящее время в 118 центрах социального обслуживания населения (ЦСО) функционируют 99 парикмахерских, 59 ремонтных мастерских, 32 приемных пункта прачечных и химчисток.

По талонам, выдаваемым управами районов на различные виды бытовых услуг через ЦСО, только в I квартале 2003 года были обслужены на льготных условиях 44000 человек.

Практически ко всем праздничным датам и по обращениям префектур при ЦСО организуются благотворительные обеды для малообеспеченных.