Недействующий

Об основных направлениях реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 04.06.2014 N 304-ПП)

1. Общие положения и основные показатели развития потребительского рынка и услуг

За период реформ на потребительском рынке Москвы произошли коренные экономические и социальные изменения. При этом решены главные системные задачи - сформирована рыночная инфраструктура отрасли, созданы организационные, экономические и правовые условия для дальнейшего развития потребительского рынка на базе частной предпринимательской инициативы.

В результате приватизации и коммерциализации сектор частного предпринимательства занял ведущее положение на потребительском рынке. На его долю приходится более 98% от общих объемов розничного товарооборота и реализации бытовых услуг. Операторами рынка в равной степени являются частные предприятия различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели.

В государственном секторе осталось только 78 предприятий: комбинаты школьного питания, кладбища и некоторые другие, выполняющие городские задачи. По мере совершенствования и развития рыночных отношений количество государственных предприятий сокращается.

В этих условиях основными средствами воздействия органов государственной власти на процессы развития потребительского рынка стали межотраслевая координация, правовое регулирование и саморегулирование участников хозяйственных отношений.

Такая координация, реализация активной торговой политики Правительства Москвы в сочетании с частной предпринимательской инициативой, свободным ценообразованием, развитием конкурентной среды и другими факторами рыночной экономики обеспечили высокую насыщенность потребительского рынка товарами и услугами в широком ассортименте.

Число ассортиментных разновидностей продовольственных товаров в магазинах города превысило 5 тыс. наименований, непродовольственных - 20 тыс. наименований, что в 21 раз больше, чем в начале 90-х годов. Населению оказывается широкий набор бытовых услуг.

Бурными темпами развивается в городе ресторанный бизнес: открываются новые рестораны, бары и кафе, растет сеть быстрого питания, в том числе в крупных торговых центрах. Московские рестораны представляют сегодня кухню более 50 стран мира.

По сравнению с началом 90-х годов сеть предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг удвоилась, значительно повысились показатели обеспеченности сети.

В настоящее время обеспеченность населения торговыми площадями в расчете на 1000 жителей составляет 453 кв. метра при действующем нормативе - 230 кв. метров.

В то же время уровень обеспеченности торговыми площадями в крупных европейских столицах превышает 1000 кв. метров на 1000 жителей, что свидетельствует о существенном потенциале роста торговой сети в Москве на период до 2006 года.

В городе сформирована крупнейшая в России региональная система торгового и бытового обслуживания, которая включает 31,1 тыс. предприятий (торговли - 17,8 тыс., общественного питания - 7 тыс. и бытового обслуживания - 6,3 тыс.), 145 рынков, 22 тыс. объектов мелкорозничной сети.

В результате в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг занято 1,3 млн. человек или каждый четвертый, работающий в городском хозяйстве Москвы

В деятельности потребительского рынка, обеспечивающего сферу конечного потребления товаров и услуг, находят свое отражение проблемы мегаполиса, численность населения которого, с учетом гостей столицы, составляет порядка 12 млн. человек или около 8% всего населения России.

Удельный вес Москвы в объемных показателях розничного товарооборота России составляет (по данным за 2002 год) - 28%, оборота оптовой торговли потребительскими товарами - 41%, реализации бытовых услуг - 19%.

В условиях насыщенного рынка основными факторами, лимитирующими уровень потребления москвичами материальных благ и платных услуг, выступают платежеспособный спрос и ценовая доступность товаров и услуг для различных доходных групп населения.

По сравнению с началом 90-х годов в семьях москвичей возросло среднедушевое потребление основных продуктов питания, включая продукты животного происхождения: мясные, молочные, рыбные. Однако сложившийся уровень потребления этих продуктов еще отстает от рекомендуемых медицинских норм.

У 50% московских семей почти две трети потребительских расходов приходится на покупку продуктов питания, что определяет высокую зависимость уровня потребления в этих семьях от изменения цен на продовольственные товары.

За последние 12 лет в 3-6 раз возросла в расчете на 1000 жителей обеспеченность горожан основными товарами длительного пользования (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т.д.).

В то же время снизились уровни среднедушевого потребления услуг общественного питания (в сопоставимых ценах на 85-87%) и бытового обслуживания (на 14-16%).

Рост цен в городе Москве не подкрепляется увеличением реальных доходов основной массы населения, при этом Москва имеет один из наиболее высоких прожиточных минимумов в Российской Федерации.

Учитывая, что механизмы рыночного саморегулирования могут быть эффективны лишь для покрытия платежеспособного спроса и удовлетворения потребностей социальных групп населения с высоким и средним уровнями доходов, в отношении малообеспеченных категорий населения органами государственной власти должны быть реализованы меры по определенному перераспределению социальных благ в их пользу.

Такие меры могут быть реализованы через прямое бюджетное финансирование, в том числе адресные социальные выплаты, а также совместное финансирование из городских источников и средств предпринимателей, оказание благотворительной помощи и т.д.

Итоги развития отрасли за период реформ свидетельствуют о наличии предпосылок для ее дальнейшего динамичного развития на долгосрочную перспективу.

При этом наиболее важными задачами органов власти города в рассматриваемом периоде являются усиление социальной направленности потребительского рынка и активная государственная политика поддержки малообеспеченных категорий населения.

Концепция опирается на прогноз социально-экономического развития Москвы на период до 2006 года, в соответствии с которым темпы роста оборота розничной торговли (во всех каналах реализации) в сопоставимых ценах будут находиться в пределах 104-105% в год.