До начала реформ по развитию рыночных отношений в области технического сервиса грузовых автотранспортных средств (АТС) практически весь объем работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в г.Москве осуществлялся на государственных предприятиях автотранспорта общего пользования (бывший Главмосавтотранс) и ведомственных предприятиях (различных министерств и ведомств). На данных предприятиях были сконцентрированы весь подвижной состав и вся ПТБ для производства регламентных и ремонтных работ.
Существовало три основных типа предприятий:
- предприятия комплексного типа (головные АТП), осуществлявшие эксплуатацию, производство регламентных работ и текущий ремонт АТС;
- мелкие предприятия (как правило, филиалы головных АТП с небольшим количеством АТС и слабой производственно-технической базой), осуществлявших только эксплуатацию и выполнение незначительных объемов работ по поддержанию работоспособности АТС;
- специализированные предприятия (СП), которые не занимались эксплуатацией (авторемонтные заводы по капитальному ремонту (КР) АТС и агрегатов и восстановлению сборочных единиц и деталей АТС).
Как уже отмечалось, стихийный рост грузового автотранспорта за последние 10 лет привел к тому, что в настоящее время в частной и личной собственности находится большая часть городского парка грузовых автомобилей. Их владельцами являются мелкие предприятия и физические лица, которые занимаются только коммерческой эксплуатацией грузовых АТС, не имеют в собственности ПТБ и мест для их хранения, что ведет к нарушению периодичности производства регламентных работ и приводит к увеличению объемов ремонтных работ (на 30-40%).
Обновление парка грузовых автомобилей идет медленными темпами. Около 40% действующего парка находится около или за пределами амортизационных сроков, что требует большого количества ремонтных воздействий.
Грузовые автомобили требуют особого внимания по техническому обслуживанию, т.к. представляют повышенную опасность по сравнению с легковыми автомобилями, сегодня в России от 8 до 10% дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом, происходит по причине неудовлетворительного технического состояния автомобилей. Значительная часть выбросов вредных веществ в окружающую среду также зависит от технического состояния автотранспортных средств.
В настоящее время в Москве функционирует около 200 предприятий, предоставляющих услуги технического сервиса грузовым АТС, созданных на базе существующих автотранспортных предприятий, в т.ч. 41 предприятие, входящее в систему Мосавтотранса. Основной характеристикой технического сервиса грузовых АТС сегодня является отсутствие дефицита услуг при относительно невысоком качестве производства ремонтных и сервисных работ.
В связи с этим, проблема поддержания быстрорастущего автомобильного парка города в технически исправном состоянии, несмотря на многократное увеличение количества сервисных предприятий, остается одной из острейших городских проблем.
Основная причина - низкий качественный уровень автосервиса и в большой степени это относится к грузовому транспорту, т.к. его резкий количественный скачок не сопровождался необходимым развитием сети сервисного обслуживания и ремонта на достаточном техническом уровне.
Правительство Москвы приняло ряд постановлений (NN 55-ПП от 26.01.99, 330-ПП от 16.05.2000 и 352 от 17.04.2001) "О мерах по дальнейшему развитию технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в г.Москве". ГУП "Мосавтотранс" в рамках реализации этой программы проделал следующую работу:
- разработана и согласована с Правительством Москвы Концепция городской комплексной программы развития технического сервиса Москвы на 2000-2005 годы;
- проведена инвентаризация 2256 предприятий технического сервиса и утверждена Городская программа развития технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в г.Москве на период 2001-2005 годов с последующим ее развитием до 2010 года. До 2010 года потребуется создать 102 технических центра, в т.ч. на основе существующей ПТБ предприятий Мосавтотранса - 41 центр и на ПТБ министерств, ведомств и прочих организаций - 61 центр, на что потребуется вложений в размере 75 млрд.руб.;
- подготовлены схемы размещения предприятий технического сервиса грузовых автотранспортных средств по административным округам;
- разработаны мероприятия по организации инвестиционного обеспечения и финансовых механизмов функционирования технического сервиса грузовых автомобилей;
- разработано ТЭО на реконструкцию и техническое перевооружение ПТБ 10 предприятий системы "Мосавтотранс" (автокомбинатов NN 1, 3, 12, 28, 31, 34, 36, 41, 42 и автобазы N 23 ГУП "Мосхлебтранс"); в зависимости от технического состояния ПТБ предприятиям требуется от 13 до 20 млн.руб.; общая стоимость работ - 150 млн.руб.
Не дожидаясь когда пройдет техническое перевооружение центров, сегодня уже проводится сервисное обслуживание грузовых автомобилей города, Московской области и др.
Индустриальными методами ведутся сервисные работы на Первом автокомбинате. Здесь обслуживаются отечественные, украинские и белорусские ЗИЛы, КАМАЗы, КРАЗы, МАЗы.
Лучшая по качеству работ не только в Москве, но и в России станция по обслуживанию автобусов и грузовиков фирмы "Мерседес" построена на автокомбинате N 3.
На условиях абонементного обслуживания работают технические центры на автокомбинатах NN 36, 31, 42 и ряде других.
И все же новые стандарты качества, новый уровень культуры труда и его результатов недостаточными темпами приходят в сферу технического сервиса на грузовом автомобильном транспорте.
Решение этой задачи сдерживается даже по 10 техническим центрам ГУП "Мосавтотранс", проекты по которым отвечают требованиям современного технического уровня.