Грузовой автомобильный транспорт представляет собой одну из важнейших отраслей городского хозяйства. От эффективности работы грузового автомобильного транспорта зависит стабильность жизнеобеспечения города, уровень жизни и безопасность населения.
Грузовой транспорт играет важнейшую роль в становлении и развитии рыночной экономики, в сфере обращения товаров "производство-транспорт-потребление" и формировании рынков сбыта и услуг. Транспорт, его различные виды, объединяют производителей товаров не только в самой Москве, но и на межрегиональном и межгосударственном уровне. С его помощью осуществляется перемещение товаров, что является необходимым условием развития и расширения процесса производства. В этом заключается общеэкономическая и межотраслевая роль транспорта.
Кроме того, в современном обществе роль грузового транспорта рассматривается не только с точки зрения создания рыночных модулей экономики, но и как необходимая составляющая в решении социальных проблем и создания социально ориентируемой экономики.
Проблемы функционирования грузового автомобильного транспорта не являются чисто ведомственными прерогативами. Они актуальны для общества и именно с таких позиций рассматриваются в развитых странах.
Эти проблемы являются приоритетными проблемами компаний, объединений и города, роль которого остается особенно ответственной в системе "производство-транспорт-потребление".
Концепция развития грузового автомобильного транспорта Москвы формирует систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления как внутригородского, так и междугородного и международного транспорта, осуществляющего в интересах городского хозяйства и населения города перевозки различных грузов.
Настоящая концепция является основой для:
- разработки и реализации федеральных и городских программ развития грузового автомобильного транспорта в интересах города и его жителей;
- формирования и проведения политики городских властей по повышению эффективности использования грузового автомобильного транспорта и транспортной сети города, а также деятельности городских хозяйствующих субъектов;
- гарантированного и качественного обеспечения города в автотранспортных услугах, поддерживающих его жизнедеятельность;
- снижения транспортных издержек и финансовой нагрузки на потребителя транспортных услуг;
- повышения безопасности на автомобильном транспорте;
- повышения эффективности работы грузового автомобильного транспорта;
- улучшения экологической обстановки в городе.
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, программных документах Президента и Правительства Российской Федерации, распоряжениях Мэра Москвы и документах Правительства Москвы, прогнозных оценках состояния экономики и социально-экономического развития Москвы, научных разработках по грузовому автомобильному транспорту и в целом по транспорту в Москве.
При разработке концепции использован Анализ зарубежного опыта реализации политики государственного регулирования на грузовом автомобильном транспорте (приложение 1).