Действующий

О Концепции городской транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на период до 2010 года (с изменениями на 20 февраля 2007 года) (снято с контроля)

3.5. Развитие междугородных и международных перевозок


Развитие междугородных и международных перевозок рассматривается в качестве важнейшего фактора социально-экономического роста, обеспечения транспортно-экономических связей России, расширение внешней торговли, повышения конкурентоспособности российских предприятий транспорта, развития российской части международных транспортных коридоров, вхождения в мировую транспортную систему на основе осуществления политики международной интеграции. Некоторые показатели международных и междугородных перевозок приведены в приложениях 7-20.     

Для Московского мегаполиса проблема координации и взаимодействия работы различных видов транспорта приобретает особую актуальность, учитывая место и роль Московского транспортного узла в системе внешнеэкономических связей России.

Можно выделить три основных направления интеграционной деятельности видов транспорта:

К первому относятся технико-технологические формы, охватывающие проблемы транспортно-экспедиционного обслуживания, развития технических средств транспорта, непосредственную организацию перевозочного процесса и перевалки грузов в транспортных узлах с одного вида транспорта на другой, проблему информатизации перевозочного процесса.

Второе направление охватывает организационно-правовые формы координации и взаимодействия видов транспорта, выражающиеся в организации управления транспортным процессом, а также во взаимосвязанности правовых норм и регламентации согласованной работы предприятий разных видов транспорта в транспортных узлах.

Третье охватывает экономические формы, выражающиеся в установлении экономически целесообразных сфер применения различных видов транспорта, планировании грузопотоков в соответствии с маркетинговой стратегией, осуществлении тарифной политики, введении системы взаиморасчетов, обеспечении согласования экономических интересов участников единого транспортно-технологического эффекта, полученного в транспортном узле за счет скоординированной деятельности предприятий разных видов транспорта.

Для решения всех вышеперечисленных вопросов разработана программа координации работ различных видов транспорта в Московском транспортном узле, однако, учитывая роль грузового автомобильного транспорта, необходима программа дальнейшего развития транспортных систем при междугородных и международных перевозках.

Емкость рынка транспортных услуг по перевозке грузов внешней торговли России автомобильным транспортом оценивается в 4 млрд. долларов США в год. Доля отечественных перевозчиков на этом рынке относительно невелика и составляет менее 40%. Связанные с этим ежегодные потери Российской экономики превышают 1 млрд. долларов США. При этом следует отметить, что предприятия, осуществляющие международные автомобильные перевозки, обеспечивают 27,9% внешнеторгового оборота России, платежи по бюджету от их деятельности превышают 300 млн. долларов США в год.

Одной из основных причин низкой конкурентоспособности отечественных автомобильных перевозчиков является отсутствие возможности приобретать современные транспортные средства, отвечающие по показателям экономичности и экологичности современным стандартам (в т.ч. Евро-3 и Евро-4).

Закупка отечественных грузовиков невозможна из-за отсутствия их производства, закупка автопоездов производства иностранных фирм заблокирована таможенными и налоговыми барьерами.

Экономический анализ деятельности международных автоперевозчиков показывает, что с ужесточением таможенных и налоговых режимов их инвестиционные возможности резко падают, парк транспортных средств стареет, и, как следствие, происходит потеря рынка из-за снижения конкурентоспособности.

Республика Беларусь, страны Балтии и Польша создали исключительно благоприятные таможенные и налоговые режимы для приобретения национальными автоперевозчиками транспортных средств, обновили и расширили их парк и освоили около 2/3 рынка перевозок международных грузов России.

Учитывая, что международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров являются одним из приоритетных направлений экономической деятельности Российской Федерации, ГТК РФ и Минтранс РФ внесли в Правительство РФ проект постановления Правительства "О дополнительных мерах по государственной поддержке российского международного автомобильного транспорта (письмо ГТК от 26.04.2001 N 107/164).

Одним из важнейших инструментов экономической политики любой страны, оказывающих прямое влияние на развитие международных перевозок грузов, служит разрешительная система, так как она направлена, в первую очередь, на защиту интересов автомобильных перевозчиков данной страны.

Разрешительная система дает возможность регулировать в количественном отношении въезд иностранных транспортных средств на территорию государства, тем самым создавая предпосылки для увеличения или более равномерного участия перевозчиков своей страны в международных перевозках грузов на основе взаимной выгоды.

В настоящее время между Россией и другими странами действуют 46 двусторонних соглашений о международном автомобильном сообщении, регулирующие вопросы разрешительной системы, в т.ч. порядок обмена и виды разрешений на перевозки пассажиров и грузов. Соглашением может также предусматриваться освобождение от разрешительной системы.

Количество (контингенты) разрешений на перевозки грузов определяется ежегодно компетентными органами России и других стран по согласованию. В соответствии с соглашениями такими компетентными органами являются министерства транспорта.

Перевозки грузов, выполняемые перевозчиками третьих стран (перевозчик, автотранспортные средства которого зарегистрированы в стране, не являющейся страной отправления или назначения груза), в связи с их особым статусом, как правило, должны осуществляться по специальным разрешениям. Данное положение закреплено в Федеральном законе от 2 июля 1988 года* N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и реализовано в большинстве соглашений России о международном автомобильном сообщении.

_______________

Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "24 июля 1998 года". - Примечание “КОДЕКС”.


Основными конкурентами российских автотранспортников из перевозчиков грузов третьих стран являются белорусские, литовские, польские, латвийские и украинские перевозчики, которые перевозят порядка 85% всех грузов, доставляемых перевозчиками третьих стран.

Необходимо отдельно остановиться на вопросе регулирования участия белорусских перевозчиков в перевозках грузов на российском рынке международных перевозок по сравнению с перевозчиками других стран (доля белорусского автотранспорта составляет примерно половину всех перевозок грузов, доставляемых перевозчиками третьих стран).

В соответствии с действующим двусторонним соглашением перевозки грузов между Россией и Беларусью в двустороннем сообщении, а также транзитом по территории обеих стран осуществляются на безразрешительной основе. Перевозки грузов в/из третьих стран не регулируются двусторонним соглашением и соответственно применяется внутреннее национальное законодательство. Согласно Федеральному закону от 2 июля 1998 года* N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" данные перевозки могут осуществляться белорусским автотранспортом на основании специальных разрешений. При этом в соответствии с договоренностями между компетентными органами обеих стран до 2001 года указанные разрешения выделялись белорусской стороне без ограничений, по потребности.

_______________

Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "24 июля 1998 года". - Примечание “КОДЕКС”.


Одной из основных проблем, сдерживающих развитие перевозчиков города по сравнению с иностранными, является более высокий уровень налогов для российских перевозчиков. Поэтому государственное регулирование выдаваемой Правительством РФ квоты разрешений на выполнение перевозок перевозчиками 3-х стран, в первую очередь Республики Беларусь, является ключевым до момента принятия в РФ законодательной базы, уравнивающей возможности российских перевозчиков.

С целью практического увеличения доли перевозчиков региона, увеличения поступлений в виде налогов в бюджеты региона и РФ необходимо обратиться от имени Мэра Москвы в Правительство РФ по ограничению выдачи льготных разрешений перевозчикам 3-х стран.