Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2003 года N 111

     

Об областной программе "Безопасное материнство" на 2003 год

____________________________________________________________________
Утратило силу с 4 апреля 2011 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
 от 4 апреля 2011 года N 86

____________________________________________________________________


В целях обеспечения учреждений родовспоможения и детства в Ленинградской области современным медицинским оборудованием, совершенствования лечебно-диагностической помощи беременным женщинам и детям Правительство Ленинградской области

постановляет :

1. Утвердить прилагаемую областную программу "Безопасное материнство" на 2003 год объемом финансирования 20000 тысяч рублей, из них 17000 тысяч рублей за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и 3000 тысяч рублей - за счет средств Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования.

2. Исполнительной дирекции Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования (Гайворонский В.С.):

2.1. Подготовить и направить в Законодательное собрание Ленинградской области в установленном порядке проект областного закона о внесении изменений в областной закон "О бюджете Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год".

2.2. Обеспечить финансирование областной программы "Безопасное материнство" на 2003 год.

3. Комитету по здравоохранению Ленинградской области (Гриненко А.Я.) обеспечить контроль за выполнением областной программы "Безопасное материнство" на 2003 год и целевым использованием средств, выделенных на ее реализацию.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Пустотина Н.И.

Губернатор
Ленинградской области
В. Сердюков

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 28 мая 2003 года N 111
(приложение)

ПАСПОРТ
областной программы "Безопасное материнство" на 2003 год

Полное наименование программы

Областная программа "Безопасное материнство" на 2003 год

Основания для разработки программы

Указ Президента Российской Федерации от 15 января 1998 года N 29 "О президентской программе "Дети России" на 1998-2000 годы,
постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 года N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы",
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 апреля 2001 года N 124 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы",
решение Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 апреля 2000 года N 7 "О концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы и плане мероприятий по ее реализации"

Период реализации программы

2003 год

Цель программы

Государственная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности

Основные задачи программы

Оснащение родовспомогательных учреждений новейшей лечебно-диагностической аппаратурой для интенсивного наблюдения и лечения беременных и новорожденных, детей и гинекологических больных; охрана репродуктивного здоровья; совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической и педиатрической помощи

Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе на 2003 год

20000 тысяч рублей, из них 17000 тысяч рублей за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, 3000 тысяч рублей - за счет средств Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования

Объем финансовых ресурсов, освоенных за период действия программы (1999-2000 годы)

8500 тысяч рублей за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы

Реализация мероприятий программы позволит:
   укрепить материально-техническую базу учреждений родовспоможения и детства;
   совершенствовать систему охраны репродуктивного здоровья населения и безопасного материнства;
   обеспечить современный уровень организации и качество акушерско-гинекологической помощи до и во время беременности и родов, а также пренатальной и перинатальной помощи:
   - не превышать показателей перинатальной и младенческой смертности 11,5-12 промили, обусловливающих ежегодный экономический эффект не менее 603,0 тысячи рублей за счет сокращения средних сроков посещения беременной женской консультации, сроков лечения на койке патологии беременных и количества патологических родов, рождения недоношенных детей и их выхаживания на койках интенсивной терапии;
   - снизить уровень осложнений родов на три процента в год, обеспечивая экономическую эффективность 868,0 тысячи рублей за счет сокращения в два-три раза затрат и снижения количества дней пребывания на акушерской койке

Разработчик программы

Комитет по здравоохранению Ленинградской области

Срок разработки программы

Первый квартал 2003 года

Представители заказчика программы

Комитет по здравоохранению Ленинградской области, Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования

Основной исполнитель и соисполнитель программы

Комитет по здравоохранению Ленинградской области, Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителей программы

Шишкина Ольга Степановна - начальник сектора организации медицинской помощи матерям и детям комитета по здравоохранению Ленинградской области; телефон 275-28-67,
Корнеев Михаил Борисович - заместитель исполнительного директора Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования; телефон 110-14-31

Система организации контроля за выполнением программы

Общий контроль за выполнением программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Пустотин Н.И.
Итоги реализации мероприятий программы ежеквартально заслушиваются на правлении Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования

1. Анализ состояния родовспоможения в
Ленинградской области


В условиях наметившихся тенденций позитивного развития экономики и снижения темпов падения рождаемости важное значение имеют создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения и развития здорового ребенка.

Как показала практика, решение приоритетных задач по охране здоровья матери и ребенка целесообразно осуществлять в рамках целевых программ, что позволяет сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства.

На территории Ленинградской области программа "Безопасное материнство" (далее - программа) реализуется с 1996 года. Постановлением Правительства Ленинградской области от 26 октября 2000 года N 23 программа была продлена на 2001-2002 годы.

Проводимые в рамках программы комплексные мероприятия позволяют:

а) сохранить низкие показатели перинатальной и младенческой смертности.

Показатель перинатальной смертности за 2002 год составил 8,69 на 1000 родов ( 2001 год - 9,21; 2000 год - 11,7), показатель младенческой смертности - 11,29 на 1000 родившихся живыми ( 2001 год - 10,4; 2000 год - 11,6);

б) уменьшить степень риска материнской заболеваемости и смертности. По сравнению с 1997 годом показатель материнской смертности снизился в 3,7 раза и составил в 2002 году 15,7 на 100тысяч родившихся живыми (1997 год - 59,8; 2000 год - 17,7; 2001 год -16,3).

Распространение идеологии безопасного материнства способствовало развитию перинатальной помощи на основе психологически комфортного (физиологического) родоразрешения, совместного пребывания матери и ребенка, раннего прикладывания новорожденного к груди и снижению на 26 процентов гнойно-септической заболеваемости среди новорожденных;

в) продолжить развитие службы планирования семьи, снизить на 3,9 процента число абортов (по сравнению с 2001 годом) и - что особенно важно - в возрастной группе подростков до 14 лет на 11,1 процента, в группе от 15 до 19 лет на 1,5 процента, криминальных абортов на 45 процентов.

Во всех районах организованы приемы по планированию семьи, из них в десяти - специализированные приемы детских подростковых гинекологов, в пяти - кабинеты экстренной контрацепции на базах социальных центров "Семья";

г) улучшить оснащение родовспомогательных учреждений области современным медицинским оборудованием (эндоскопическая, наркозно-дыхательная аппаратура, фетальные кардиомониторы, кювезы, пульсоксиметры, шприцевые насосы, открытые реанимационные системы, релаксаторы матки и др.), способствующим внедрению современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий.

На уровне районов отработана система пренатальной диагностики, позволяющая на ранних этапах выявлять патологические отклонения в развитии внутриутробного плода, снижать показатели инвалидности с детства. В областной клинической больнице открыта лаборатория пренатальной диагностики с медико-генетическим обследованием. Упорядочены и увеличены объемы медико-генетического консультирования и пренатальной диагностики: ультразвуковое обследование по выявлению врожденных пороков развития плода, хорионбиопсия, кариотипирование. В два раза по сравнению с 2000 годом увеличились объемы молекулярно-генетических исследований и выявлений хромосомной патологии на ранних сроках беременности, что способствует сокращению показателей рождения детей с тяжелой умственной патологией и множественными пороками развития, ведущими к инвалидизации. Количество прерываний беременности с врожденной патологией плода, не совместимой с жизнью, увеличилось до 80 процентов (2000 год - 67 процентов). Проблемы, связанные с врожденными и наследственными болезнями, при которых традиционные лечебные меры не эффективны, демонстрируют важность профилактики как с медицинской и социальной, так и с экономической точки зрения. Одним из важных условий предотвращения потери детей вследствие указанных причин являются дальнейшее внедрение в практическое здравоохранение высоких технологий, подготовка квалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями, и наличие в учреждениях родовспоможения соответствующих аппаратуры и оснащения.

Охрана здоровья матери и рождение здоровых детей, предупреждение и снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности - важнейшие медико-социальные проблемы, обусловленные экономическими и социальными факторами, качеством жизни и питания, уровнем организации и оказания медицинской помощи женщинам и детям.

В Ленинградской области наблюдается существенное изменение тенденций в репродуктивном поведении населения. Показатель рождаемости в 2002 году составил 8,03 на 1000 (1990 год - 11,0; 1995 год - 7,1; 2000 год - 6,8; 2001 год -7,36).

Положительная тенденция воспроизводства населения наметилась на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин: увеличивается число гинекологических заболеваний, вызывающих бесплодие, осложнений связанных с беременностью, родами и послеродовым периодом. Качество здоровья беременных отражает низкий удельный вес нормальных родов, который в целом по области в 2002 году составил 39,9 процента, а в областном родильном доме (город Всеволожск) не достигает и 20 процентов.

Высокими остаются показатели невынашивания - 7,6 процента и преждевременных родов - 3,7 процента ( 1999 год - 4,0 процента; 2001 год - 3,4 процента), которые остаются одной из основных причин перинатальной заболеваемости и смертности. В 2002 году число недоношенных детей составило 60,6 на 1000 родившихся живыми (75,0 в 2000 году; 77,1 - в 2001 году), то есть ежегодно рождается 600-700 новорожденных с массой тела от 1 до 2,5 килограмма.

С этой проблемой неразрывно связано совершенствование системы выхаживания новорожденных, в том числе и недоношенных, оснащение родильных отделений и палат интенсивной терапии для новорожденных современным лечебно-диагностическим оборудованием.

Неблагоприятным фоном также является возрастание количества социально обусловленных заболеваний: инфекций, передаваемых половым путем, включая СПИД, наркомании, алкоголизма, в том числе у беременных. В 2002 году в акушерских стационарах области родоразрешены 36 ВИЧ-инфицированных беременных (в 2001 году - 21).

В 2002 году удельный вес экстрагенитальной патологии беременных составил 59,05 процента, более 50 процентов из них имеют два-три заболевания.

Показатель заболеваемости новорожденных по родильным стационарам области в 2002 году составил 309,8 на 1000 (2001 год - 297,2; 2000 год - 274,0; 1999 год - 264,9). В структуре заболеваемости и младенческой смертности определяющими являются состояния, возникающие в перинатальном периоде, в том числе врожденные пороки развития. Рост заболеваемости новорожденных влияет на увеличение числа детей с хронической патологией, инвалидов с детства, ухудшая генофонд.

Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. В течение последних лет наметилась положительная тенденция стабилизации этого показателя. В структуре смертности матерей определяющими остаются тяжелая экстрагенитальная патология, кровотечения, развившиеся на фоне соматической патологии и токсикозов, и септические осложнения. Высокий уровень кровотечений во время родов сохраняется в основном у женщин с экстрагенитальной патологией.

Существующий потенциал и материально-техническое оснащение службы охраны здоровья женщин не в полной мере соответствуют современным требованиям, предъявляемым к учреждениям, оказывающим специализированную помощь женщинам. Необходимо продолжить подготовку и специализацию медицинских кадров акушеров-гинекологов, акушерок, обучение врачей других специальностей, педагогов, социальных работников основам планирования семьи и полового воспитания детей и подростков, внедрение системы информированного обеспечения населения по вопросам безопасности материнства.

Низкий уровень здоровья женщин репродуктивного возраста, распространенность абортов, патологии беременности и родов, обусловливающие материнскую смертность и перинатальные потери, являются основанием дальнейшего развития комплекса государственных мер неотложного и перспективного характера, утверждения их в рамках областной программы "Безопасное материнство" на 2003 год.

2. Цели и задачи программы


Цель областной программы "Безопасное материнство" на 2003 год заключается в принятии комплекса дополнительных мер государственной поддержки, направленных на создание условий для охраны здоровья матери и рождение здоровых и желанных детей, охрану репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности.

Программа предусматривает решение следующих задач:

а) совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической и педиатрической помощи за счет внедрения современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий, укрепления материально-технической базы родовспомогательных учреждений;

б) оснащение эффективной современной лечебно-диагностической аппаратурой, аппаратурой для интенсивного наблюдения и лечения новорожденных, детей и гинекологических больных;

в) обеспечение скринингового обследования беременных групп высокого риска на внутриутробную патологию;

г) профилактика и лечение невынашивания беременности, выхаживание недоношенных детей;

д) продление формирования службы планирования семьи в области с государственными и общественными структурами в целях создания условий регулирования рождаемости методами и средствами контрацепции, сохранения репродуктивного здоровья, рождения только желанных и здоровых детей;

е) подготовка и специализация медицинских кадров акушеров-гинекологов, акушерок, врачей-неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, работающих в сфере охраны материнства и детства.

3. Основные направления программы


Основными направлениями программы являются:

1. Принятие мер государственной поддержки безопасного материнства.

2. Совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи:

а) проведение работы в соответствии с федеральными стандартами качества оказания медицинской помощи во время беременности, родов, послеродовой период, гинекологической помощи детям и подросткам;

б) дальнейшее развитие консультативно-диагностических служб, дневных стационаров с расширением акушерско-гинекологической помощи в амбулаторных условиях;

в) внедрение специализированных видов медицинской помощи (профилактика и ранняя диагностика врожденных пороков развития, онкологических заболеваний, медико-генетическое обследование);

г) продолжение оснащения родовспомогательных учреждений современной лечебно-диагностической аппаратурой (ультразвуковая аппаратура, фетальные мониторы, инкубаторы интенсивной терапии, анализаторы и др.).

3. Совершенствование подготовки и повышение квалификации медицинских кадров:

повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала по вопросам оказания неотложной медицинской помощи в акушерстве и гинекологии;

внедрение новых перинатальных и семейно-ориентированных технологий;

профилактика и раннее выявление онкологических заболеваний репродуктивной системы женщин и инфекций, передающихся половым путем, и т.д.

4. Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятий программы


Реализация мероприятий программы позволит:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»