(с изменениями на 22 июня 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 4 июня 2013 года N 357-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 22 июня 2004 года N 423-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 39, 07.07.2004).
____________________________________________________________________
Внутренний водный транспорт является одним из важнейших элементов коммуникационной системы города Москвы, связывающей его с регионами России и зарубежными странами.
Значительна роль водного транспорта Москвы в перевозках грузов для жилищного, дорожного и промышленного строительства города, в предоставлении уникальных туристических маршрутов.
В соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от 15 февраля 2000 года N 109-РП "О разработке Концепции развития речного транспорта Московского бассейна до 2020 года" и в целях последовательного преобразования и развития внутреннего водного транспорта Московского бассейна на основе использования прогрессивных технологий, обеспечения потребностей города Москвы в транспортных услугах речного флота, эффективного использования водных путей города и прилегающих к ним территорий, охраны окружающей среды, повышения эффективности управления собственностью города Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития внутреннего водного транспорта Московского бассейна до 2020 года (далее - Концепция), согласно приложению.
Органам исполнительной власти города Москвы при разработке нормативно-правовых актов, программ и планов развития города учитывать положения Концепции.
2. Рекомендовать предприятиям и организациям водного транспорта города Москвы учитывать положения Концепции (п.1) при разработке перспективных планов развития и практических мер по их реализации.
3. Рекомендовать ОАО "Южный речной порт" и ОАО "Северный порт" принять конкретные меры по совершенствованию разгрузки и складирования сыпучих грузов, архитектурному оформлению мест хранения, соответствующих современному архитектурному облику города.
Просить ОАО "Южный речной порт" в 2003 году заказать специализированным организациям выполнение эколого-градостроительного обоснования развития порта.
4. Рекомендовать ОАО "Пассажирский порт" в 2003 году разработать программу реставрации и восстановления Северного речного вокзала и внести в Минтранс России предложения о сроках и необходимых объемах ее финансирования.
5. Возложить на Управление транспорта и связи города Москвы функции уполномоченного органа Правительства Москвы по координации деятельности и согласованию разрабатываемых программ развития предприятий внутреннего водного транспорта города с федеральными органами исполнительной власти и структурными подразделениями Правительства Москвы.
6. Учитывая стратегическое значение для г.Москвы Северного, Южного речных портов, Московского судостроительного и судоремонтного завода и Московского речного пароходства, считать необходимым ходатайствовать перед Правительством Российской Федерации о передаче в собственность города Москвы пакетов акций, находящихся в федеральной собственности.
Департаменту имущества города Москвы совместно с Управлением транспорта и связи города Москвы подготовить обращение в Правительство Российской Федерации о передаче в собственность города Москвы 25,5% пакетов акций ОАО "Московское речное пароходство", ОАО "Южный речной порт", ОАО "Северный порт", ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод", находящихся в федеральной собственности в счет субвенций федерального бюджета.
7. Управлению транспорта и связи города Москвы в течение 2003 года организовать разработку первоочередных природоохранных мероприятий на объектах внутреннего водного транспорта, расположенных в г.Москве, осуществляемых за счет средств хозяйствующих субъектов. В мероприятиях предусмотреть конкретные меры по оснащению дизельных двигателей судов нейтрализаторами отработанных газов, переводу двигателей судов на газомоторное топливо, выполнению экологических требований к заправке судов, в том числе маломерных, и при обращении с отходами, образованными в период их эксплуатации, соблюдению экологических требований при эксплуатации предприятий и других объектов внутреннего водного транспорта, в том числе причалов и пристаней, расположенных на водных объектах города, внедрению современных средств складирования и хранения нерудных, в том числе строительных материалов. Перечень первоочередных природоохранных мероприятий согласовать с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
8. Москомархитектуре совместно с Комитетом по внешнеэкономической деятельности города Москвы, префектурами Центрального, Северного, Юго-Восточного, Южного, Западного и Северо-Западного административных округов и ГУП "Гормост" на основании Концепции (п.1) в 2004 году разработать Программу формирования и развития инфраструктуры обслуживания маломерных судов, в том числе находящихся в собственности физических лиц, на акватории реки Москвы и водохранилищ в черте города, туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы", предусмотрев специальный раздел по строительству низких набережных, причалов и других объектов с учетом специфики обслуживания водным транспортом посетителей, в том числе инвалидов и других маломобильных граждан, а также строительства и дальнейшей эксплуатации Московского международного делового центра "Москва-Сити". Обоснование финансирования этой работы представить в Управление транспорта и связи города Москвы, Управление городского заказа города Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы в 2003 году.
9. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по заявке инвестора Управления городского заказа города Москвы, подготовленной по предложению Управления транспорта и связи города Москвы, предусмотреть в адресной инвестиционной программе Правительства Москвы на 2004 год выделение лимитов капитальных вложений на разработку программы (п.8) за счет и в пределах средств, выделенных данному инвестору в бюджете города Москвы.
10. Управлению городского заказа города Москвы по предложениям Управления транспорта и связи города Москвы выделить средства в объеме 5 млн.рублей на разработку технико-экономического обоснования развития Московского Западного порта в существующих границах и бизнес-плана его поэтапной реконструкции в соответствии с разработанной Москомархитектурой на основании постановления Правительства Москвы от 19 декабря 2000 года N 982 "О реконструкции и дальнейшем развитии Московского Западного порта" Концепцией реконструкции и развития Московского Западного речного порта в пределах средств, выделяемых инвестору в бюджете города Москвы на 2003 год.
11. Рекомендовать ОАО "Пассажирский порт" провести в 2003-2004 годах оборудование судов, работающих на внутригородских линиях, нейтрализаторами отработанных газов.
12. Управлению транспорта и связи города Москвы совместно с префектурами Северного, Юго-Восточного, Южного и Западного административных округов до 1 октября 2003 года провести инвентаризацию ранее принятых распорядительных документов о закреплении земельных участков, занимаемых предприятиями водного транспорта.
По итогам инвентаризации предприятиям водного транспорта оформить в Москомземе в установленном порядке право долгосрочного пользования земельными участками с учетом критериев разграничения государственной собственности земель в соответствии с федеральным законодательством.
Москомзему не заключать договоры аренды земли со сторонними организациями на территории предприятий водного транспорта.
13. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, структурными подразделениями Правительства Москвы, Правительства Московской области и другими организациями разработать и в IV квартале 2004 года внести на рассмотрение Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области правила стоянок прогулочных и маломерных судов, определить места их швартовок на реке Москве и подмосковных водохранилищах (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 22 июня 2004 года N 423-ПП - см. предыдущую редакцию).
14. Просить Минтранс России:
14.1. Представить в Правительство Москвы уточненные мероприятия подпрограммы "Внутренние водные пути" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" в части развития внутреннего водного транспорта Московского бассейна, внедрения современных средств охраны объектов внутреннего водного транспорта Москвы с указанием объемов финансирования мероприятий, в том числе за счет средств федерального бюджета.
14.2. Подготовить предложения в Правительство Российской Федерации о введении в действие на пассажирских междугородных, межобластных и международных перевозках водным транспортом автоматизированной системы продажи билетов с обязательным учетом установочных данных на пассажиров по аналогу с железнодорожным и воздушным транспортом.
14.3. Рассмотреть возможность продления навигации на внутренних водных путях европейской части страны.
14.4. Совместно с заинтересованными ведомствами организовать начиная с навигации 2003 года досмотр прибывающих в г.Москву на судах грузов на входе в канал им.Москвы и Москворецкую систему.
15. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы совместно с ФГУП "Канал имени Москвы", ГУП "Гормост", префектурами Центрального, Северного, Юго-Восточного, Южного, Западного, Северо-Западного административных округов в соответствии с разграничением зон контроля за пользованием водными объектами провести в течение II и III кварталов 2003 года инвентаризацию затопленных, полузатопленных и брошенных судов и представить Правительству Москвы предложения по очистке городских акваторий от указанных плавсредств.
16. Управлению транспорта и связи города Москвы совместно с Управлением экономического развития в строительной отрасли Департамента градостроительства города Москвы и Правительством Московской области в III квартале 2003 года рассмотреть возможность строительства в Московской области речного порта для приема и хранения строительных материалов с учетом обеспечения оптимальной доставки грузов строительным предприятиям Москвы.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в декабре 2003 года.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Концепция развития внутреннего водного транспорта Московского бассейна до 2020 года
Москва - крупнейший центр бизнеса, промышленности, науки и образования - занимает выгодное геополитическое положение, находясь в центре пересечения основных европейских и евроазиатских коммуникационных систем (панъевропейских и евроазиатских международных транспортных коридоров). Практически все формирующиеся на территории России международные и внутренние транспортные коридоры имеют начально-конечный или промежуточный пункт Московский транспортный узел, который является одним из крупнейших транспортных узлов в мире, обеспечивающим до 60% внешнеторгового оборота России.
В общем объеме грузов и пассажиров, перевозимых магистральными видами транспорта Москвы, на долю внутреннего водного транспорта приходится около 17,5% перевозок грузов и значительная часть пассажиропотока, не только на местных направлениях, но и, в большей степени, на туристических маршрутах.
Внутренний водный транспорт (ВВТ), являясь неотъемлемой составной частью Московского транспортного узла, обеспечивает внутренние, межрегиональные, внешнеторговые и транзитные связи в условиях глобализации мировой экономики и интеграции в нее экономики Российской Федерации.
ВВТ Москвы представляет собой единую воднотранспортную систему города, в которую входят водные пути рек Москвы, Оки, канала им. Москвы, порты, судоходные компании, судоремонтно-судостроительные предприятия и организации, отвечающие за безопасность судоходства и эксплуатацию водных путей и обеспечивающие единство производственного процесса доставки грузов потребителям, транспортных услуг и перевозок пассажиров.
Концепция развития внутреннего водного транспорта Москвы (далее воднотранспортного узла) представляет собой систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления развития внутреннего водного транспорта Москвы в интересах городского хозяйства и населения города.
Настоящая Концепция является основой для:
- разработки и реализации федеральных и городских программ развития внутреннего водного транспорта в интересах города и его жителей;
- формирования и проведения политики городских властей по повышению эффективности использования внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей, а также деятельности хозяйствующих субъектов на внутреннем водном транспорте;
- координации деятельности федеральных и муниципальных органов исполнительной власти в области развития внутреннего водного транспорта и его эффективного использования.
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, программных документах Президента и Правительства Российской Федерации, Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Уставах о транспортной деятельности, распоряжениях Мэра Москвы и документах Правительства Москвы, прогнозных оценках состояния экономики и социально-экономического развития Российской Федерации и ее столицы, научных разработках по реформированию транспортной отрасли, в том числе внутреннего водного транспорта, перспективах развития и применения достижений научно-технического прогресса.
В Концепции отражены проблемы, связанные с современным состоянием внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей, как части общей транспортной системы Москвы, использованием инфраструктуры внутреннего водного транспорта в интересах городских служб и жителей города, сформулированы цели, задачи, принципы и основные направления развития внутреннего водного транспорта до 2020 года.
Концепция базируется на выполненном исследовании, в котором дан анализ современного состояния внутреннего водного транспорта Москвы и обоснованы направления его развития в интересах Москвы.
Внутренний водный транспорт является одним из старейших видов транспорта, обслуживающих Москву. Наиболее значительное развитие внутренний водный транспорт Москвы получил со строительством канала им.Москвы, введенного в эксплуатацию в 1937 году.
Создание Единой глубоководной системы европейской части страны превратило Москву в "Порт пяти морей" и связало ее водными путями с Севером, Уралом, югом России и зарубежными странами, расположенными в бассейнах Балтийского, Северного, Белого, Каспийского, Черного и Средиземного морей.
На внутреннем водном транспорте Московского бассейна в целом завершился период резкого спада производственной деятельности.
Предприятия внутреннего водного транспорта обеспечивают для города Москвы:
- 17,5% перевозок всех грузов в Москву и из Москвы;
- более половины перевозок строительного песка;
- выполнение перегрузочных работ, складирование и хранение грузов, в том числе перевозимых другими видами транспорта;
- международные перевозки грузов;
- перевозки российских и иностранных туристов на речных круизных маршрутах;
- экскурсионно-прогулочные перевозки москвичей и гостей на водоизмещающих и скоростных судах;
- внутригородские и пригородные пассажирские перевозки;
- выполнение судостроительных, судоремонтных и других работ;
- подачу воды для водоснабжения Москвы из бассейна реки Волги;
- улучшение судоходных условий на внутренних водных путях региона;
- улучшение санитарного состояния Москвы путем обводнения системы рек и каналов, находящихся в городе;
- участие в энергоснабжении города;
- выполнение ряда специальных работ (прокладка и ремонт подводных трубопроводов и кабелей, ремонт и перемещение мостов, перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов).
Водные пути
Водные пути Московского бассейна являются важным звеном Единой глубоководной системы европейской части России. Они простираются от Москвы по каналу и р.Волге до Рыбинска и от Москвы по рекам Москва и Ока до Нижнего Новгорода и Калуги.
Общая протяженность водных путей бассейна, составлявшая 4 тыс.км, из них эксплуатируемых 2 тыс.км, в течение последнего десятилетия сократилась. Практически прекратилось судоходство до Серпухова и Калуги. На р.Оке гарантированные глубины уменьшились с 2 м до 1,7 м, освещаемая обстановка судового хода заменена на светоотражающую. В результате длительной эксплуатации и недостаточных объемов бюджетного финансирования ряд сооружений канала им.Москвы и Москворецкой системы имеют значительный износ и деформацию, что увеличило риск возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объекты канала им.Москвы играют важную роль в водоснабжении города, улучшении санитарного состояния Москвы, выработке электроэнергии.