В целях восстановления уникального дворцово-паркового ансамбля "Кузьминики", создания единой многофункциональной системы отдыха жителей города и во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 25.12.90 N 447-1 "О неотложных мерах по сохранению культурного и природного наследия народов РСФСР" Правительство Москвы
постановляет:
1. Создать на территории лесопарка "Кузьминки" в нынешних его границах (приложение N 1) государственный историко-культурный и природно-рекреационный комплекс "Влахернское-Кузьминки" (в дальнейшем - Комплекс) на правах государственной городской организации культуры.
2. Одобрить концепцию функционального обновления и дальнейшего использования историко-архитектурного ансамбля "Кузьминки" (приложение N 2).
3. В целях обеспечения функционирования Комплекс":
3.1. Сформировать в 2-месячный срок с момента выхода постановления дирекцию Государственного историко-культурного и природно-рекреационного комплекса "Влахернское-Кузьминки" (в дальнейшем именуемую - Дирекция).
3.2. На период организации Комплекса до 01.01.94 Управлению государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г.Москвы (УНК ОИП г.Москвы) обеспечить содержание дирекции за счет собственных спецсредств.
3.3. Префектуре Юго-Восточного административного округа, УНК ОИП, Комитету по культуре г.Москвы совместно представить в 2-месячный срок в Правительство Москвы кандидатуру на должность директора Комплекса.
3.4. Определить Комплекс единым пользователем территории в установленных границах и памятников истории и культуры, возложив на дирекцию всю полноту ответственности за обеспечение их сохранности.
3.5. Основным направлением деятельности дирекции Комплекса считать:
- сохранение, восстановление, содержание и музеефикацию памятников архитектуры и садово-паркового искусства в границах Комплекса;
- научно-исследовательскую и экспозиционную деятельность, организацию многофункциональной системы культурного досуга и отдыха.
4. Дирекции Комплекса:
4.1. В двухмесячный срок с момента выхода настоящего постановления представить в Правительство Москвы предложения по организации ее деятельности, программу первоочередных работ, положение о Комплексе, объемы затрат и штатное расписание.
4.2. Обеспечить в 1993 году разработку технико-экономического обоснования на создание Комплекса и согласование его со всеми заинтересованными организациями, Министерством культуры Российской Федерации, а также график поэтапного вывода сторонних организаций (приложение N 3).
5. Москомзему оформить Комплексу право пользования земельным участком в границах, согласно приложению N 1 и представленному плану, в бессрочное и безвозмездное пользование.
6. Дирекции совместно с префектурой Юго-Восточного административного округа, УГК ОИП г.Москвы, Департаментом инженерного обеспечения, Всероссийским институтом экспериментальной ветеринарии (ВИЭВ) осуществить поэтапный согласно утвержденному графику (п.4.2) вывод посторонних организаций из зданий и с территории Комплекса (приложение N 3). Конечным сроком освобождения зданий-памятников определить 1997 год.
7. Установить, что по мере освобождения здания-памятники передаются на баланс УКГ ОИП г.Москвы с обязательной последующей передачей в полное хозяйственное ведение Комплекса.
8. Москомимуществу оформить передачу Комплексу на правах оперативного управления зданий и сооружений (приложение N 4).
9. Принять к сведению заявление Россельхозакадемии, что строительство нового комплекса ВИЭВ по Рязанскому проспекту, 59/61, и вивария в Воскресенском районе Московской области обеспечено необходимым финансированием.
10. Принять к сведению заявление акционерного общества "Моспромстрой", что при обеспечении финансированием (п.9) до 1995 года будет завершено строительство административно-лабораторного корпуса ВИЭВ по Рязанскому проспекту, 59/61.
11. Просить администрацию Московской области взять под особый контроль строительство вивария для ВИЭВ до 1995 года.
12. В целях обеспечения обоснования проводимых мероприятий и оказания помощи в конкретной деятельности Дирекции Комплекса создать независимый общественный совет из специалистов в области реставрации, паркостроения и организации отдыха. УКГ ОИП г.Москвы совместно с префектурой Юго-Восточного административного округа, Комитетом по культуре Москвы дать в 2-месячный срок предложения по его составу и подготовить Положение о совете.
13. Принять к сведению заявление Министерства культуры Российской Федерации о его согласии с закреплением в собственности Москвы зданий-памятников государственного историко-культурного и природно-рекреационного комплекса "Влахернское-Кузьминки" и оказании научно-методической помощи в его организации и дальнейшей деятельности.
14. Постановление Правительства Москвы от 19.11.91 N 187 "О мерах по сохранению и использованию архитектурных памятников и парка "Кузьминки" - считать утратившим силу.
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить в целом на первого заместителя Премьера Правительства Москвы В.А.Коробченко.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Описание границ историко-культурного и природно-рекреационного комплекса "Влахернское-Кузьминки"
Северная граница - по южной границе жилой застройки кварталов 117а и 188а, далее по ул.Чугунные ворота, вдоль ограды больницы, до пересечения с Волгоградским проспектом, далее на север по границам существующего зеленого массива до пересечения с Ферганской улицей и МКАД.
Восточная граница - по МКАД.
Южная граница - по южной границе зеленого массива, далее по границе Кузьминского регулирующего водопроводного узла, далее по Ставропольской улице.
Западная граница - по восточной стороне Жигулевской улицы, по восточной границе квартала 113а до входа в парк "Кузьминки" со стороны кинотеатра "Высота".
Границы принять по решению исполкома Моссовета от 12.04.83 N 1022.
Концепция
функционального обновления и дальнейшего использования
историко-архитектурного ансамбля "Кузьминки"
Усадьба "Кузьминки" - один из лучших образцов особой категории памятников истории и культуры - знаменитых бывших "Подмосковных".
В основу концепции функционального обновления и дальнейшего использования этого уникального историко-архитектурного ансамбля должен быть заложен принцип безусловного сохранения и восстановления всех его ценных историко-культурных (в т.ч. историко-архитектурных) качеств и обязательной приоритетности этих требований при выборе нового характера использования как всего ансамбля, так и отдельных его объектов и фрагментов.
Учитывая, что усадьба "Кузьминки", являясь ценнейшим памятником садово-паркового искусства, в то же время входит в развитую систему рекреационных территорий юго-востока Москвы и при любой "специализации" своего назначения будет с объективной неизбежностью использоваться как место отдыха москвичей - представляется наиболее целесообразным:
во-первых, включить центральное историческое ядро усадьбы площадью около 250 га, охраняемое как памятник садово-паркового искусства, в многофункциональную систему отдыха, базирующуюся на прилегающих лесопарковых и парковых территориях общей площадью более 580 га;
во-вторых, предусмотреть для этой исторической (250 га) территории лишь такие специфические досуговые функции, которые будут строго соответствовать требованиям сохранности ценных историко-архивных качеств ансамбля.
Предлагается установить в зависимости от потенциальной историко-архитектурной ценности территории усадьбы "Кузьминки" и ее зон охраны следующие режимы их функционального использования:
А. На территории дворцово-паркового ансамбля усадьбы - имеющей статус памятника (площадь 250 га, площадь зданий и сооружений памятников архитектуры - около 18 тыс.кв.м) - заповедный режим с научной реставрацией. Реставрируются все компоненты усадьбы, воссоздаются необходимые элементы - мосты, беседки, решетки, малые формы, скульптура. В связи с отсутствием подлинных экспонатов, музейных коллекций и в значительной степени утраченными интерьерами предлагается выставочный, концертный, клубный и развлекательный характер использования помещений с учетом стилистики усадьбы и задач по ее сохранению.
Основной характер использования парка - прогулки, экскурсии, возможно, маскарады, балы, карнавалы при условии регулированной численности посетителей.
Основными условиями использования являются:
1. Реставрация всех элементов усадьбы.
2. Подчинение новых функций требованиям режима содержания памятника.
3. Единство программ использования усадьбы, совместимость с ее историческим образом.
4. Общедоступность абсолютного большинства объектов.
5. Регулирование объема посетителей.
6. Взаимосвязь с другими структурами многопрофильного историко-культурного комплекса "Кузьминки".
7. Постоянное использование всех элементов усадьбы.
Расчетная максимальная единовременная емкость усадьбы - 4200 человек, средняя - 2100 чел. летом, зимой 420 чел. (по материалам Моспроекта-3; АПЗ, 1983 год).
Б. На территории охранной зоны (площадь 108 га) - буферный парк с режимом общего пользования.
Основными требованиями к его использованию являются:
1. Обеспечение сохранности природной основы парка, ее улучшение, благоустройство и постоянный уход на основе специально разработанной и согласованной в установленном порядке проектной документации.
2. Организация тихого и активного отдыха для всех групп населения.
3. Взаимосвязь и подчиненность общим задачам комплекса "Кузьминки".
4. Оснащение современным оборудованием и организация новых для города видов отдыха и развлечений при условии гарантирования задач сохранения паркового ландшафта.
5. Высокое качество содержания всех составляющих парка.
6. Экономическая эффективность.
Расчетная максимальная нагрузка - более 20 тыс. человек (данные Моспроекта-3, 1983 год).
В. На территории охраняемого природного ландшафта - (площадь 545 га в пределах МКАД, общая площадь - 831 га) - режим лесопарка.
Основными условиями использования являются:
1. Обеспечение устойчивости и сохранения природного комплекса.
2. Создание сети рекреационных маршрутов различного функционального назначения: прогулочных, беговых, лыжных, велосипедных, конных.
3. Увязка с общими задачами комплекса "Кузьминки".
4. Рекультивация земель, потерпевших значительную деформацию.
5. Организация игровых площадок на основе анализа устойчивости и ценности природной основы.
6. Экономическая целесообразность с учетом необходимого благоустройства всей территории в общих интересах комплекса "Кузьминки".
Максимальная емкость зоны охраняемого природного ландшафта 7000 чел. (данные Моспроекта-3, 1983 год).
Г. Зона регулирования застройки (площадь 300 га) - охватывает существующую жилую застройку, проезды, пустыри, территории предприятий.
Основными задачами зоны регулирования застройки являются:
1. Сохранение и восстановление перспектив и видов, сомаштабность застройки комплексу "Кузьминки".
2. Вывод организаций, ухудшающих экологическое состояние среды Комплекса.
3. Создание и архитектурное оформление городской среды и ее гармоничное взаимодействие с Комплексом.
4. Создание условий коммерческого строительства, обеспечивающего экономическую поддержку "Кузьминкам".
В целях решения этих проблем необходимо уточнение характера пользователей зоны регулирования застройки, проверка землеотвода и передача части этих земель комплексу "Кузьминки", что позволит ему решить многие проблемы экономической самостоятельности.
Принципами реализации программы по созданию комплекса "Кузьминки" должны стать:
1. Единое руководство и политика по всему комплексу.
2. Подчинение коммерческих задач требованиям по сохранению, реставрации и обеспечению отдыхом всех слоев населения.