Комплексная городская целевая программа борьбы с преступностью в г.Москве на 2003-2005 годы разработана в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 25 декабря 2001 года N 548-РП.
Необходимость ее подготовки вызвана тем, что преступность в Москве, несмотря на принимаемые меры, остается одним из главных факторов, препятствующих проведению социально-экономических преобразований, подрывающих авторитет органов государственной власти и с этой точки зрения представляющих реальную угрозу безопасности города.
Анализ деятельности правоохранительных органов и органов исполнительной власти по реализации мероприятий предыдущей Программы показывает, что улучшение криминогенной ситуации в городе еще не приобрело устойчивого и повседневного характера: не уменьшаются масштабы криминализации экономики и коррупции в органах государственной власти, не снижается влияние организованной преступности на все стороны жизни столицы; не устранена полностью опасность проникновения криминалитета во власть; продолжает обостряться ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия; растет уличная преступность.
Криминальную напряженность в городе усиливают незаконная миграция, нарастающие темпы распространения алкоголизма и наркомании.
Сохраняется крайняя озабоченность состоянием правопорядка в связи с продолжающимися в г.Москве актами международного терроризма, политического, религиозного и этнического экстремизма, о чем свидетельствуют опросы населения, проводимые независимыми социологическими центрами. При этом значительная часть населения испытывает недоверие к правоохранительным органам, неспособным, по их мнению, защитить интересы граждан от преступных посягательств.
По оценкам экспертов, в ближайшей перспективе, в случае непринятия адекватных мер противодействия, в городе может произойти осложнение криминальной обстановки, которое будет характеризоваться:
- дальнейшей консолидацией преступных группировок при одновременном разделе и переделе территории города и хозяйствующих субъектов на сферы преступного влияния, в результате чего может быть установлен криминальный контроль за целыми отраслями экономики, включая финансовую сферу, малое, среднее и крупное предпринимательство;
- усиливающимся стремлением организованных преступных групп вторгнуться в политику и сферу государственного управления с целью лоббирования своих интересов путем подкупа представителей власти и должностных лиц, физического устранения и запугивания неугодных и т.п.;
- расширением масштабов, повышением степени опасности, изощренности и дерзости преступлений, все более широким использованием в преступных целях профессиональных знаний специалистов различного профиля, усилением вооруженности и технической оснащенности преступников, ростом немотивированных преступлений и нарушений общественного порядка;
- возрастанием тяжести и масштабов социальных и экономических последствий противоправного поведения, включая рост общего числа жертв противоправных посягательств, увеличением совокупного ущерба от них, массовым недовольством населения результатами борьбы с преступностью, оттоком иностранных инвесторов, снижением темпов рыночных преобразований в результате отсутствия условий для нормального функционирования управленческих, банковских и предпринимательских структур, появлением новых схем мошенничества с использованием инструментов финансового и фондового рынков;
- ростом неверия людей в способность государства эффективно обеспечить их защиту от противоправных посягательств, вследствие чего возрастет социальная пассивность населения.
Вместе с тем улучшение финансово-экономического положения, повышение жизненного уровня населения, усиление социальной защищенности граждан будут способствовать улучшению криминальной обстановки в городе.
Учитывая сложность и многообразие факторов, влияющих на состояние и динамику преступности, кардинальное улучшение криминальной ситуации в городе может быть достигнуто только на основе серьезной поддержки правоохранительной деятельности, выделения ассигнований на эти цели, объединения усилий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, широкого привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан. Это обуславливает необходимость применения программно-целевого подхода.
Опыт реализации предыдущей Программы показал возможность установления определенного контроля над развитием криминальных процессов в городе за счет осуществления системы мер целевого воздействия на преступность.
Настоящая Программа подготовлена на основе предложений правоохранительных органов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, ведущих специалистов ВНИИ МВД России.
Программа отражает стратегию правоохранительной деятельности по приоритетным направлениям борьбы с преступностью и содержит конкретные меры, обеспечивающие достижение целей и решение основных задач Программы. В нее включены мероприятия, требующие межведомственного рассмотрения либо решения на правительственном уровне.