ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе "Содействие занятости
населения Ленинградской области на 2002-2003 годы"

(с изменениями на 27 октября 2004 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 27 октября 2004 года N 79-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 34, 19.11.2004).

____________________________________________________________________

     

(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
24 декабря 2002 года)

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Содействие занятости населения Ленинградской области на 2002-2003 годы".

Статья 2


Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

Санкт-Петербург,

23 января 2003 года

N 2-оз


Приложение
УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 23 января 2003 года N 2-оз

     

Региональная целевая программа "Содействие занятости
населения Ленинградской области
на 2002-2003 годы"

(с изменениями на 27 октября 2004 года)

     

Паспорт региональной целевой программы
"Содействие занятости населения Ленинградской области
на 2002-2003 годы"

Наименование Программы

Региональная целевая программа "Содействие занятости населения Ленинградской области на 2002-2003 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Статья 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями), распоряжение Губернатора Ленинградской области от 27 июля 2001 года N 351-рг "О разработке областной и муниципальных программ содействия занятости населения Ленинградской области на 2002-2003 годы"

Государственный заказчик

Министерство труда и социального развития Российской Федерации

Основные разработчики Программы

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области, рабочая группа из представителей комитетов Правительства Ленинградской области, межправительственных организаций, образованная постановлением Губернатора Ленинградской области от 27 июля 2001 года N 351-рг

Цели и задачи Программы

Создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан, ищущих работу, подходящей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления, а работодателей - необходимой рабочей силой.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
улучшение информационного обеспечения политики содействия занятости;
совершенствование кадрового потенциала с учетом потребностей рынка труда, системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан;
повышение эффективности активных мер на рынке труда;
координация деятельности областных органов власти и муниципальных органов управления в решении задач по развитию направлений и объемов занятости населения, обеспечивающих более высокий уровень жизни

Сроки реализации Программы

2002-2003 годы

Объемы и источники финансирования

Программа финансируется из федерального бюджета и областного бюджета. Объемы финансирования указаны в разделе 6 Программы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы в течение 2002-2003 годов позволит:

сдерживать развитие безработицы, обеспечивая среднегодовой уровень регистрируемой безработицы в 2002 году в пределах 1,7 процента, в 2003 году - 1,6 процента;     
провести профориентационную работу более чем с 67 тысячами граждан ежегодно;     

предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 3500 безработным гражданам в 2002 году, 3800 - в 2003 году;     
организовать в 2002 году 144 ярмарки вакансий, в 2003 году - 82 ярмарки;     
оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 102,3 тысячи человек ежегодно;     
обеспечить поступление в службу занятости не менее 70 тысяч вакансий ежегодно;     
оказать содействие в трудоустройстве 39 тысячам человек ежегодно.

Из общего числа предусматривается ежегодно оказывать содействие в трудоустройстве следующим категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите:

17320 женщинам;

длительно (более года) неработающим - 4880 гражданам;

освобожденным из мест лишения свободы - 265 гражданам;

инвалидам и лицам предпенсионного возраста в 2002 году - 511, в 2003 - 467 гражданам;

уволенным с военной службы и членам их семей в 2002 году - 409, в 2003 году - 379 гражданам;

50 беженцам и вынужденным переселенцам;

обеспечить в 2002 году участие в общественных работах 914 гражданам, во временных работах - 2500 гражданам, в 2003 году - 1757 и 2500 гражданам соответственно;

трудоустроить на временные рабочие места в 2002 году 2500 несовершеннолетних граждан, в 2003 году - 8444;

поддержать предпринимательскую инициативу в 2002 году -
611 и в 2003 году - 800 гражданам;

выплатить пособие по безработице в 2002 году 11088 безработным гражданам, в 2003 году - 13000;

выплатить стипендию за время обучения 3500 безработным гражданам в 2002 году и 3700 - в 2003 году;

оказать материальную помощь 175 безработным гражданам, утратившим право на пособие в 2002 году и 400 - в 2003 году;

предоставить возможность выхода на досрочную пенсию 233 безработным в 2002 году и 500 - в 2003 году

(строка в редакции, введенной в действие с 19 ноября 2004 года Законом Ленинградской области от 27 октября 2004 года N 79-оз, - см. предыдущую редакцию)

Основной исполнитель Программы

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области

Система организации контроля за выполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области, вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по экономике и инвестициям

     

     

Список сокращений, употребляемых в Программе


ФГСЗН - федеральная государственная служба занятости населения

ЦЗН - центры занятости населения

МЦЗН - межрайонный центр занятости населения

ВОГ - Всероссийское общество глухих

ВОС - Всероссийское общество слепых

ВОИ - Всероссийское общество инвалидов

ЛенВО - Ленинградский военный округ

ЛенВМБ - Ленинградская военно-морская база

СЗОВВ МВД РФ - Северо-Западный округ внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации

СЗРУ ФПС РФ - Северо-Западное региональное Управление федеральной пограничной службы Российской Федерации

Введение


Региональная целевая программа "Содействие занятости населения Ленинградской области на 2002-2003 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями) и распоряжением Губернатора Ленинградской области от 27 июля 2001 года N 351-рг "О разработке областной и муниципальных программ содействия занятости населения Ленинградской области на 2002-2003 годы".

Программа разработана с учетом проекта контрольных показателей по объемам финансирования и численности участников мероприятий содействия занятости населения, а также по социальной поддержке безработных граждан, указанных в письме первого заместителя министра труда Российской Федерации от 25 сентября 2001 года N 6840-ВР.

При формировании плана мероприятий учитывались результаты анализа и прогноза ситуации в сфере занятости на рынке труда Ленинградской области в целом, а также на рынках труда в муниципальных образованиях области.

Основанием для оценки развития ситуации в области послужили соответствующие аналитические и прогнозные материалы, представленные комитетом по экономике и инвестициям и комитетом по труду и социальной защите населения Правительства Ленинградской области.

Включенные в Программу мероприятия по активной политике содействия занятости населения, в том числе по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, базируются на опыте реализации программы содействия занятости населения Ленинградской области на 1999-2001 годы.

В соответствии с Соглашением о намерениях по совместной реализации и финансированию мероприятий Программы содействия занятости населения в 2002-2005 годах, подписанные министром труда Российской Федерации А.П.Починком и Губернатором Ленинградской области В.П.Сердюковым 12 апреля 2001 года, Программа предусматривает финансирование в 2002 году из федерального бюджета в сумме 227,2 миллиона рублей.

Мероприятия Программы будут реализованы путем реализации 29 муниципальных программ содействия занятости населения.

1. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости на рынке труда

     

1.1. Изменения в сфере занятости в 2000-2001 годах

Одним из ключевых моментов для анализа и прогноза ситуации на рынке труда является оценка текущего состояния и перспектив развития занятости населения Ленинградской области.

Основой правильной оценки может служить исчерпывающая база данных.

Служба занятости по роду своей деятельности все теснее взаимодействует с работодателями и, наряду с другой информацией, аккумулирует сведения о численности работающих во всех организациях независимо от форм собственности и хозяйствования. Полученные данные, не являясь статистическими, отражают занятость населения по отраслям и секторам экономики по области в целом (приложение 1).

В 2000-2001 годах социально-экономическое положение Ленинградской области по сравнению с предыдущими годами несколько улучшилось. Наметившийся подъем в некоторых отраслях экономики отразился на росте числа предприятий и росте численности работающих на них.

К началу 2000 года число предприятий составляло 26217 единиц. К началу 2001 года число предприятий увеличилось до 27693 единиц (возросло на 1476 единиц или на 5,6 процента).

Среднесписочная численность работников предприятий на 1 января 2000 года составляла 613,9 тысячи человек, на 1 января 2001 года - 633,5 тысячи человек.

В период 2000-2001 годов более половины предприятий представляли частный сектор, их доля к началу 2001 года составила 69,8 процента. На предприятиях частного сектора работало в начале 2001 года 39,8 процента занятого населения Ленинградской области.

В меньшей степени были представлены предприятия и организации государственной и муниципальных форм собственности. Доля таких предприятий в начале 2000 года составила 12,4 процента, в начале 2001 года - 11,9 процента при увеличении их абсолютного количества с 3258 до 3292 единиц. Несмотря на то, что форма собственности только каждого восьмого предприятия являлась государственной и муниципальной, в период 2000-2001 годов на них работали около 40 процентов всех занятых в экономике области.

Произошло сокращение доли предприятий и организаций со смешанной формой собственности с 9,4 процента в начале 2000 года до 8 процентов в начале 2001 года, доля занятых на этих предприятиях снизилась до 18,7 процента.

Сократилось число совместных предприятий (с 420 до 288 единиц), их доля в общей численности предприятий уменьшилась с 1,6 до 1 процента, а доля занятых на этих предприятиях - с 1,3 до 1,2 процента.

На протяжении 2000-2001 годов основная доля занятых приходится на отрасли материального производства - около 65 процентов от общего числа занятых в экономике области.

Распределение занятых по секторам экономики изменилось незначительно.

В структуре занятости по-прежнему доминирует отрасль "промышленность", в которой занято около 24 процентов работающего населения, около 11 процентов занято в сельском хозяйстве, примерно столько же - в торговле.

В непроизводственных отраслях основное число занятых приходится на отрасль "образование" - около 9 процентов, на отрасли "здравоохранение", "физическая культура и спорт", "социальное обеспечение" - 7 процентов, "жилищно-коммунальное хозяйство" - около 7 процентов.

1.2. Спрос на рабочую силу в 2000-2001 годах


Банк вакансий Ленинградской области в течение последних лет развивался бурными темпами. Если в начале 2000 года в нем были представлены сведения о 6879 вакансиях, то в конце 2000 года - в 1,5 раза больше - 10575 единиц, а на 1 ноября 2001 года в банке вакансий были данные о 16777 свободных рабочих местах, то есть в 1,6 раза больше, чем в начале года (приложение 2).

В связи со значительными положительными сдвигами в экономике области, увеличением числа предприятий, вышедших на рынок труда со своими требованиями, за прошедшие годы сформировались некоторые характерные черты рынка предлагаемых рабочих мест.

Модернизация технологических процессов и оборудования для выпуска конкурентоспособной продукции определила появление новых, ранее не востребованных, профессий и специальностей. В начале 2000 года банк вакансий насчитывал около 670 специальностей, к ноябрю 2001 года он значительно пополнился, причем в основном за счет должностей служащих, и составил около 970 специальностей. Совершенствование производства заставляет работодателей выходить на рынок труда в поисках более квалифицированных рабочих и инженерных кадров.

Квалифицированные рабочие уверенно доминируют на рынке спроса рабочей силы в 2001 году. Это, в первую очередь, слесари различных профилей, водители, электро- и газосварщики, машинисты и операторы различных промышленных установок, большая группа станочников различных специальностей. Если в начале 2000 года в банке вакансий насчитывалось около 70 единиц инженерных должностей, то в конце октября 2001 года - уже более 200.

В связи с расширением сети медицинских учреждений в области значительно увеличилась потребность во врачах узкой специализации. В начале 2000 года требовалось около 80 врачей, на 1 ноября 2001 года - 258 врачей по 23 специальностям.

За 2000-2001 годы в области возросло внимание к сфере образования, повысилось качество образования. В связи со строительством новых, ремонтом и переоборудованием старых учреждений народного образования в 1,6 раза по сравнению с началом 2000 года увеличилось требуемое число педагогов.

Значительно расширился круг требуемых служащих для различных учреждений культуры, таких как руководители различных художественных студий, инструкторы по спорту, библиотечные работники.

Получившая развитие сфера банковских услуг требует специалистов ранее малоизвестных профессий с высоким уровнем образования.

Оценка развития банка вакансий за 2000-2001 годы заставляет сделать вывод, что процесс несоответствия рынка труда и рынка предложения рабочих мест все более углубляется и уже не может быть объяснен только завышенными требованиями работодателей или слишком низкой оплатой труда. Значительная часть рабочих мест, требующих высокой квалификации, особенно в строительстве, оплачивается в несколько раз выше, чем уровень средней заработной платы по области.

Экономика области продолжает развиваться, соответственно потребность в квалифицированных кадрах будет возрастать. За 10 месяцев 2001 года через службу занятости области прошло 93830 вакансий. Это позволяет прогнозировать в 2002 и 2003 годах не менее 70000 вакансий, проходящих через органы службы занятости.

1.3. Динамика общей и регистрируемой безработицы
в 2000-2001 годах


В 2000-2001 годы ситуация с безработицей в Ленинградской области значительно не менялась. С начала до середины 2000 года происходило снижение как общей, так и регистрируемой безработицы.

Уровень регистрируемой безработицы с начала до середины 2001 года снизился с 2,3 до 1,3 процента (в 1,8 раза).

По состоянию на 1 января 2000 года уровень безработицы имел значение от 0,4 процента в городе Сертолово до 7,7 процента в Тихвинском районе при среднеобластном показателе 2,3 процента.

В конце 2000 года уровень безработицы имел значение от 0,3 процента в городе Сертолово до 4,7 процента в Подпорожском районе при среднеобластном показателе 1,3 процента. В 15 из 29 муниципальных образований Ленинградской области уровень безработицы был ниже или равен 1 проценту.

В начале 2000 года на учете в службе занятости населения состояло 17586 безработных. Реализация в 2000 году Программы занятости населения, предусматривавшей комплекс активных мер на рынке труда, обеспечила сокращение безработицы. К концу 2000 года число безработных сократилось до 10596 человек, или в 1,7 раза. В начале 2001 года численность безработных нарастала незначительно и к концу первого полугодия возросла на 195 человек и достигла 10791. Структура безработицы в 2000-2001 годы представлена в приложении 3.

Численность безработных по муниципальным образованиям в конце первого полугодия колебалась от 25 человек в Колтушской волости до 1552 человек в Тихвинском районе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»