ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
(с изменениями на 8 августа 2005 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 15 октября 2004 года N 77-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 33, 29.10.2004);
Законом Ленинградской области от 8 августа 2005 года N 69-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 40, 25 августа 2005 года).
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
10 декабря 2002 года
Статья 1
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Пожарная безопасность на территории Ленинградской области" на 2003-2005 годы.
Статья 2
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург,
20 декабря 2002
N 62-оз
Региональная целевая программа
"Пожарная безопасность на территории
Ленинградской области" на 2003-2005 годы
(с изменениями на 8 августа 2005 года)
ПАСПОРТ
региональной целевой программы "Пожарная
безопасность на территории Ленинградской области"
на 2003-2005 годы
Полное наименование Программы | Региональная целевая программа "Пожарная безопасность на территории Ленинградской области" на 2003-2005 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 24 декабря 1994 года N 65-ФЗ, федеральная целевая программа "Пожарная безопасность и социальная защита на период до 2000 года", областной закон "О пожарной безопасности Ленинградской области" от 13 октября 2000 года N 33-оз, распоряжение Губернатора Ленинградской области от 2 сентября 1996 года N 104-рг "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" на территории Ленинградской области" |
Период и этапы реализации Программы | 2003-2005 годы |
Цель Программы | Обеспечение необходимых условий для повышения боевой готовности и оперативности областных подразделений Государственной противопожарной службы (далее - ГПС), укрепления их материально-технической базы, что позволит более успешно решать задачи, связанные с предупреждением и тушением пожаров |
Основные задачи, мероприятия Программы | Приведение материально-технической базы подразделений ГПС Ленинградской области в соответствие с нормативными требованиями; |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2003 год | 13,0 миллионов рублей, в том числе: |
Объем финансирования, необходимый для завершения Программы | 24,8 миллиона рублей, из них: |
(строка в редакции, введенной в действие с 29 октября 2004 года Законом Ленинградской области от 15 октября 2004 года N 77-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы | Обеспечение относительного сокращения потерь от пожаров на 20-30 процентов, что составит ежегодно с учетом прямого и косвенного ущерба ориентировочно 194 миллиона рублей (в ценах 2001 года), снижение гибели и травматизма людей при пожарах |
Разработчик Программы | Управление государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области |
Срок разработки Программы | 2001 год |
Представитель заказчика Программы | Административно-правовой комитет Правительства Ленинградской области |
Основной исполнитель и соисполнители Программы | Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Ленинградской области, соисполнители - администрации муниципальных образований Ленинградской области: Кировский район и Бокситогорский район |
(строка в редакции, введенной в действие с 29 октября 2004 года Законом Ленинградской области от 15 октября 2004 года N 77-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Начальник Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области Шапошников Сергей Валентинович, телефон 447-95-24 |
(строка в редакции, введенной в действие с 29 октября 2004 года Законом Ленинградской области от 15 октября 2004 года N 77-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
Система организации контроля за выполнением Программы | Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Ленинградской области в установленные сроки представляет в административно-правовой комитет Правительства Ленинградской области сведения о ходе освоения средств и реализации намеченных мероприятий. |
(строка в редакции, введенной в действие с 29 октября 2004 года Законом Ленинградской области от 15 октября 2004 года N 77-оз, - см. предыдущую редакцию) |
Региональная целевая программа "Пожарная безопасность на территории Ленинградской области" на 2003-2005 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Федерального закона "О пожарной безопасности" и областного закона "О пожарной безопасности Ленинградской области".
Основными целями Программы являются создание необходимых условий для усиления пожарной безопасности Ленинградской области, уменьшение гибели, травматизма людей и размера материальных потерь от огня, укрепление материально-технической базы областных подразделений Государственной противопожарной службы.
Противопожарное состояние Ленинградской области вызывает серьезную тревогу и озабоченность. С 1995 по 2001 год регистрируется устойчивая тенденция обострения обстановки с пожарами и последствиями от них. В 2001 году число погибших на пожарах людей достигло 485, что значительно выше показателей предшествующих пяти лет. Среднегодовой прирост числа выездов подразделений Государственной противопожарной службы на пожары составляет от 5 до 15 процентов, и в настоящее время число выездов превышает 6000 в год. Прямой ущерб от пожаров ежегодно составляет более 100 миллионов рублей. С учетом динамики показателей оперативной обстановки в регионе можно ожидать, что в предстоящее пятилетие в Ленинградской области будет происходить свыше шести тысяч пожаров в год, вероятна ежегодная гибель на пожарах более 500 человек.
Сложившееся положение обусловлено комплексом проблем правового, материально-технического и социального характера, накапливавшихся десятилетиями и не получавших своего разрешения.
Одной изпричин такого положения является недостаточность средств, выделяемых на осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, низкая техническая оснащенность подразделений противопожарной службы. Потребность в технических средствах тушения пожаров удовлетворяется лишь на 35-40 процентов, до 80 процентов существующих объектов пожарной охраны нуждаются в капитальном ремонте, более 50 процентов пожарной техники подлежат списанию и обновлению. Численность подразделений Государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области недостаточна для организации эффективной работы по предупреждению и тушению пожаров.
В целом для преодоления отмеченных негативных тенденций в деле организации борьбы с пожарами необходимы целенаправленные скоординированные действия органов исполнительной власти, муниципальных образований, объединений, предприятий и организаций Ленинградской области.
В оперативном управлении Государственной противопожарной службы находятся 53 здания пожарных депо, семь из них имеют стопроцентный износ и эксплуатируются в аварийном состоянии, 26 зданий требуют проведения ремонтно-строительных работ капитального характера. Практически не выделяются средства на текущий ремонт зданий пожарных депо. В настоящее время с особой остротой встает вопрос строительства зданий пожарных депо в поселке Назия Кировского района, городе Всеволожске, капитального ремонта пожарных частей в городе Отрадном Кировского района, поселках Сиверский и Вырица Гатчинского района, поселке Ефимовское Бокситогорского района, а также реконструкции пожарных депо в городах Лодейном Поле, Шлиссельбурге, Новой Ладоге.
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ минимальная численность подразделений Государственной противопожарной службы устанавливается из расчета: одна единица личного состава Государственной противопожарной службы на каждые 650 человек населения. При населении Ленинградской области в 1700 тысяч человек численность пожарной охраны Ленинградской области должна составлять 2615 единиц. По состоянию на 1 января 2002 года штатная численность личного состава Государственной противопожарной службы составляет 1777 единиц.
В настоящее время значительную часть Государственной противопожарной службы Ленинградской области (73 процента) составляют подразделения профессиональной пожарной охраны, которые значительно уступают по боеготовности и эффективности подразделениям военизированной пожарной охраны. Из-за низкой оплаты труда в подразделениях профессиональной пожарной охраны наблюдается высокая текучесть кадров, большой некомплект и низкая профессиональная подготовленность личного состава.
В современных условиях эффективное проведение надзорно-профилактической работы возможно при достаточной обеспеченности соответствующих подразделений Государственной противопожарной службы транспортными средствами. Вместе с тем в отрядах пожарной охраны области основным транспортным средством является мотоцикл, что снижает эффективность работы инспекторского состава в холодное время года (более пяти месяцев в году).
Для выполнения в полном объеме задач, поставленных перед Государственной противопожарной службой, в первую очередь, по спасанию жизни людей, требуется постоянно обучать и тренировать личный состав, особенно пожарных-газодымозащитников. Для этой цели могут быть использованы возможности Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России, а также оборудования и переоборудования теплодымокамер непосредственно в частях и отрядах пожарной охраны. Ежегодно требуется обучить в указанном институте 300-350 работников пожарной охраны.
Проблема гибели и травмирования людей на пожарах для Ленинградской области является одной из актуальнейших. Ежегодно огонь уносит сотни человеческих жизней. Изменить данную негативную ситуацию способны средства массовой информации, работающие в наиболее тесном контакте с населением. Их потенциал может и должен быть направлен на решение следующих задач:
целенаправленное информирование жителей Ленинградской области о происходящих пожарах, их последствиях, мерах предупредительного характера, о путях обеспечения пожарной безопасности;
формирование у различных групп населения - работников предприятий, молодежи, подростков, неработающих - представления о пожарах как реально существующей проблеме;
проведение обучения основам пожаробезопасного поведения, правилам вызова пожарной помощи, действиям в случае возникновения пожара.
По состоянию на 1 января 2002 года подразделения Государственной противопожарной службы Ленинградской области укомплектованы работоспособными мобильными техническими средствами для борьбы с пожарами в среднем на 68 процентов, в том числе:
основными пожарными автомобилями - на 88 процентов;
специальными пожарными автомобилями - на 71 процент (автолестницы, автомобили дымоудаления и т.п.);
противопожарным оборудованием - на 63 процента;
огнетушащими веществами - на 54 процента;
специальной боевой одеждой и снаряжением - на 58 процентов,
в том числе изолирующими противогазами - на 73 процента.
При нормах штатной положенности в 151 единицу основных пожарных автомобилей и 18 единиц специальных пожарных автомобилей в подразделениях профессиональной пожарной охраны Ленинградской области имеется 131 единица основных пожарных автомобилей, средний срок эксплуатации которых составляет около 9 лет. Из общего числа автомобилей 53 единицы подлежат списанию. Для ликвидации некомплекта и замены полностью изношенных и пришедших в негодность требуется закупить 73 единицы основных пожарных автомобилей, в первую очередь для подразделений Государственной противопожарной службы Выборгского, Приозерского, Волосовского, Лодейнопольского, Кингисеппского, Сланцевского, Подпорожского, Лужского, Всеволожского и Кировского районов. В пожарных частях городов Кировска, Подпорожья, Сланцев, Приозерска, Кингисеппа, Бокситогорска пожарные автолестницы изношены и требуют срочной замены.
Низкая оснащенность техническими средствами снижает оперативную готовность подразделений пожарной охраны к выполнению задач по тушению пожаров.
Положение с укомплектованностью и состоянием средств связи в подразделениях Государственной противопожарной службы Ленинградской области было и остается очень сложным. Необходимо улучшение качества передачи информации и повышение оперативности в управлении силами и средствами пожарной охраны, что требует реорганизации существующих схем связи, обусловленной внедрением современных аппаратных средств. Существующий парк аппаратуры связи в настоящее время предельно изношен, средний срок эксплуатации УКВ-радиостанций составляет 7,3 года, основных средств проводной связи - 12,8 лет. Имеющиеся на вооружении УКВ-радиостанции "Виола" в настоящее время на 88,5 процента выработали свой нормативный срок эксплуатации. Телефонная ведомственная сеть базируется на физически и морально устаревшей телефонной станции УАТС-49, которая эксплуатируется более 20 лет. Ресурс используемых АТС (в подразделениях пожарной охраны еще имеются телефонные станции выпуска начала 70-х годов) и станций диспетчерской связи центра управления силами полностью исчерпан, в результате чего увеличилось количество отказов в работе аппаратуры связи, а ремонт неисправного оборудования в полном объеме затруднен из-за невозможности приобретения запаса инструментов и принадлежностей и комплектующих.
В связи с передачей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации перед Государственной противопожарной службой встают новые задачи, для успешного решения которых необходимо приобретение для каждой пожарной части современного аварийно-спасательного оборудования, теплоотражательных костюмов, средств защиты органов дыхания и кожи от воздействия отравляющих веществ и тому подобного.
Таким образом, указанная ситуация требует незамедлительного вмешательства органов власти, местного самоуправления, руководителей предприятий Ленинградской области, выделения необходимых средств для укрепления материально-технической базы подразделений Государственной противопожарной службы, решения других социальных и экономических проблем службы.
Разрешение указанных проблем позволит значительно повысить эффективность работы Государственной противопожарной службы по осуществлению должного контроля за соблюдением гражданами и юридическими лицами, расположенными на территории Ленинградской области, требований пожарной безопасности. Вложение необходимых средств из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований в совершенствование и развитие Государственной противопожарной службы изменит оперативную обстановку с пожарами в лучшую сторону: возможное ежегодное снижение ущерба от пожаров (с учетом прямого и косвенного) может достичь 190-200 миллионов рублей.
Исполнитель Программы - управление Государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области - обеспечивает заключение договоров со строительными организациями на проведение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий пожарных депо, осуществляет закупку на конкурсной основе пожарной техники, оборудования, инвентаря, снаряжения.
Соисполнители Программы - администрация муниципального образования Гатчинский район и администрация муниципального образования Бокситогорский район обеспечивают финансирование Программы в соответствии с запланированными мероприятиями.
Управление Государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области в установленные сроки представляет в административно-правовой комитет Правительства Ленинградской области сведения о ходе освоения средств и реализации намеченных мероприятий.
Административно-правовой комитет через первого вице-губернатора Ленинградской области В.В.Кириллова ежеквартально представляет комитету по экономике и инвестициям, комитету финансов Ленинградской области обобщенные сведения о ходе освоения средств и реализации намеченных мероприятий. Общий контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет первый вице-губернатор Ленинградской области В.В.Кириллов.
Информация о динамике финансирования программы
и структуре программных расходов
(с изменениями на 15 октября 2004 года)
(миллионов рублей)
Предшествующий период (до 2003 года) | Предстоящий 2003 год (оценка) | Последующие 2004-2005 годы (прогноз) | ||||||||||||||||
Основные мероприятия, объекты, статьи расходов | всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | ||||||||||||
федеральный бюджет | областной бюджет | местные бюджеты | средства предприятий | прочие источники | федеральный бюджет | областной бюджет | местные бюджеты | средства предприятий | прочие источники | федеральный бюджет | областной бюджет | местные бюджеты | средства предприятий | прочие источники | ||||
В целом по программе, | - | - | - | - | - | - | 13,0 | - | 10,1 | 2,9 | - | 23,6 | - | 22,4 | 1,2 | - | ||
(строка в редакции, введенной в действие с 29 октября 2004 года Законом Ленинградской области от 15 октября 2004 года N 77-оз, - см. предыдущую редакцию) | ||||||||||||||||||
в том числе: | ||||||||||||||||||
1. Строительство зданий пожарных депо для подразделений Государственной противопожарной службы | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 4,0 | - | 4,0 | - | - | - |
2. Реконструкция зданий пожарных депо для подразделений Государственной противопожарной службы | - | - | - | - | - | - | 4,6 | - | 4,6 | - | - | - | 9,0 | - | 7,8 | 1,2 | - | - |
3. Капитальный ремонт зданий пожарных депо для подразделений Государственной противопожарной службы | - | - | - | - | - | - | 3,4 | - | 0,5 | 2,9 | - | - | 3,2 | - | 3,2 | - | - | |
4. Материально-техническое обеспечение подразделений Государственной противопожарной службы | ||||||||||||||||||
4.1. Техническая служба: | ||||||||||||||||||
4.1.1. Приобретение основных пожарных автомобилей | - | - | - | - | - | - | 3,0 | - | 3,0 | - | - | - | 6,0 | - | 6,0 | - | - | - |
4.1.2. Приобретение специальных пожарных автомобилей | - | - | - | - | - | - | 2,0 | - | 2,0 | - | - | - | 2,0 | - | 1,2 | - | - | - |
(строка в редакции, введенной в действие с 29 октября 2004 года Законом Ленинградской области от 15 октября 2004 года N 77-оз, - см. предыдущую редакцию) | ||||||||||||||||||
4.1.3. Приобретение прочих автомобилей | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,6 | - | 0,2 | - | - | - | |
(строка в редакции, введенной в действие с 29 октября 2004 года Законом Ленинградской области от 15 октября 2004 года N 77-оз, - см. предыдущую редакцию) |