(с изменениями на 29 июля 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 20 апреля 2012 года N 162-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 600-ПП.
____________________________________________________________________
Комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18 сентября 2001 года N 844-ПП "Об основных направлениях работы по поддержке соотечественников за рубежом", на основе обобщения и анализа предшествующего опыта Правительства Москвы по работе в данном направлении и является важным этапом по созданию действенной системы поддержки российских соотечественников за рубежом. Программа носит комплексно-целевой характер, что позволит наладить эффективную систему взаимодействия государственных, общественных структур и хозяйствующих субъектов столицы с российской диаспорой дальнего и ближнего зарубежья на основе взаимных интересов сторон.
В целях обеспечения дальнейшей реализации долгосрочной стратегии по поддержке соотечественников за рубежом Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Комплексную целевую среднесрочную программу поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы (далее Программа), согласно приложению.
2. Утвердить уполномоченным представителем Правительства Москвы по осуществлению функций государственного заказчика по реализации Программы Департамент международных связей Правительства Москвы.
3. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы, Департаменту финансов г.Москвы при формировании бюджета города Москвы на 2003-2005 годы включать Программу в перечень городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет бюджета города, уточняя объемы ассигнований, выделенных на ее реализацию.
4. Разрешить руководителю Департамента международных связей Правительства Москвы вносить в мероприятия по реализации Программы необходимые изменения оперативного характера с внесением изменений (в пределах 20% запланированных ежегодных ассигнований) в соответствующие сметы расходов, утвержденные в установленном порядке (приложение к Программе).
5. Департаменту финансов г.Москвы начиная с 2003 года обеспечить финансирование расходов, связанных с выполнением Программы, в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год по разделу "Прочие расходы" на реализацию мероприятий по поддержке и сотрудничеству с соотечественниками за рубежом, в соответствии с социально-экономическим обоснованием Программы (приложение к Программе).
6. Департаменту международных связей Правительства Москвы, Департаменту имущества города Москвы до 31 октября 2002 года в установленном порядке внести предложение в Правительство Москвы о создании Московского Дома соотечественников.
7. Департаментам, комитетам Правительства Москвы организовать работу по реализации мероприятий, предусмотренных Программой и настоящим постановлением.
8. Комитету по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы оказывать консультативно-методологическую помощь структурным подразделениям Правительства Москвы, участвующим в реализации Программы, в подготовке договоров и соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству.
9. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы совместно с Департаментом международных связей Правительства Москвы обеспечить широкое освещение мероприятий Программы в средствах массовой информации.
10. Департаменту международных связей Правительства Москвы ежегодно разрабатывать сводные планы мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом в рамках Программы с указанием ответственных исполнителей и представлять на согласование в Департамент финансов г.Москвы для их утверждения Правительством Москвы, а также осуществлять координацию деятельности структурных подразделений Правительства Москвы, общественных объединений города, занимающихся поддержкой соотечественников за рубежом, по реализации Программы. Ежегодно (начиная с 2004 года) в январе представлять Правительству Москвы сводный отчет о результатах выполнения Программы.
Департаменту международных связей города Москвы осуществлять заключение договоров с поименованными в ежегодных сводных планах мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом исполнителями в рамках Программы для последующей оплаты работ и услуг, оказываемых непосредственными исполнителями городского заказа, без проведения конкурсов, за исключением закупки оргтехники, приобретения инвентаря (абзац дополнительно включен на основании постановления Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 600-ПП).
11. Считать выполненным постановление Правительства Москвы от 18 сентября 2001 года N 844-ПП "Об основных направлениях работы по поддержке соотечественников за рубежом" и снять его с контроля.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 24 сентября 2002 года N 785-ПП
Комплексная целевая
среднесрочная программа
поддержки соотечественников за рубежом
на 2003-2005 годы
Наименование | Комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы* | |||
________________ | ||||
Основание для разработки | Постановление Правительства Москвы от 18.09.2001 N 844-ПП "Об основных направлениях работы по поддержке соотечественников за рубежом" (п.6) | |||
Государственный заказчик-координатор | Департамент международных связей Правительства Москвы | |||
Цели | Целью Программы является создание эффективной системы мер по поддержке российских соотечественников, проживающих за рубежом, обеспечение соответствия ее направленности общим принципам и подходам Правительства Москвы по оказанию помощи и консолидации российского Зарубежья | |||
Приоритетные задачи | - | содействие организациям и объединениям соотечественников в самоорганизации диаспоры (собирание "русского мира"); | ||
- | создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективную систему культурного, информационного, правового и экономического взаимодействия с зарубежной диаспорой; | |||
- | активизация усилий по укреплению и развитию образования на русском языке, места и роли русского языка и культуры; | |||
- | установление и налаживание связей хозяйствующих субъектов Москвы с деловыми кругами российского Зарубежья; | |||
- | создание разветвленной информационной сети, способной обеспечить целостное представление о состоянии и развитии "русского мира", прогнозировать развитие социально-политических и культурных процессов, происходящих в российском Зарубежье. | |||
Сроки и этапы реализации | 2003-2005 годы | |||
Первый этап - 2003 год | ||||
Второй этап - 2004 год | ||||
Третий этап - 2005 год | ||||
Объемы финансирования | Всего 476000 тыс. рублей, | |||
в т.ч. 2003 год - 138000 тыс.руб. | ||||
2004 год - 158000 тыс.руб. | ||||
2005 год - 180000 тыс.руб. | ||||
Источники финансирования | Бюджет города Москвы, прочие источники | |||
Основные исполнители Программы | Департамент международных связей Правительства Москвы, структурные подразделения Правительства Москвы, Межведомственная комиссия по работе с соотечественниками за рубежом Правительства Москвы, общественные организации: Московское отделение государственно-общественного Фонда поддержки соотечественников за рубежом "Россияне", Институт стран СНГ, фонд "Москва-Крым", фонд "Москва-Севастополь", фонд "Сотрудничество", Центр по оказанию правовой помощи соотечественникам, проживающим за рубежом, "Москва-Россияне" и другие организации, занимающиеся проблемами российских соотечественников, проживающих за рубежом. | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Придание деятельности Правительства Москвы в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, комплексно-целевого характера, обеспечение ее конкретными механизмами и технологиями, обеспечивающими работу в данном направлении, включая комплексную реализацию мероприятий Программы: | |||
- | налаживание всесторонних связей Правительства Москвы с организациями и объединениями соотечественников за рубежом, создание действенного механизма поддержки соотечественников, в первую очередь, путем организации и обеспечения эффективной деятельности Московского Дома соотечественников; | |||
- | привлечение экономического, творческого и духовного потенциала российских соотечественников для укрепления экономического и культурного сотрудничества Москвы с зарубежными партнерами; | |||
- | обеспечение содействия реализации прав и свобод соотечественников в зарубежных странах; | |||
- | формирование эффективной системы информационного взаимодействия, способствующей осуществлению мониторинга положения российских соотечественников в зарубежных государствах; | |||
- | повышение имиджа Москвы в среде российских соотечественников за рубежом. | |||
Контроль за исполнением Программы | осуществляет Правительство Москвы |
Настоящая Программа построена на основе обобщения и анализа предшествующего опыта Правительства Москвы по оказанию помощи соотечественникам. Развитие деятельности по этому направлению потребовало нового уровня координации всех подразделений Правительства Москвы, разработки перспективных планов, включения в бюджет города специальной статьи в разделе "Прочие расходы" для финансирования мероприятий по поддержке соотечественников и сотрудничеству с ними.
Разработка среднесрочной Программы - необходимый этап в планировании долгосрочной, рассчитанной на многие годы деятельности Москвы по содействию зарубежным соотечественникам в гуманитарных, правовых, организационных вопросах, по вовлечению их в сферу многостороннего сотрудничества Москвы с государствами проживания как посредников и активных действующих лиц.
Программа определяет основы деятельности Правительства Москвы как субъекта Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом и представляет собой систему принципов и приоритетов, направленных на решение стратегической задачи собирания и укрепления "русского мира" как социокультурного феномена путем подключения потенциала Москвы к созданию эффективной системы взаимодействия государственных, общественных структур и хозяйствующих субъектов столицы с российской диаспорой ближнего и дальнего Зарубежья.
Понятие "русский мир" включает в себя все слои русскоговорящих и ориентированных на русскую культуру людей и выходит далеко за этнические рамки. "Русский мир" порожден сложной российской историей, когда мощными волнами эмиграции были вынесены за рубежи страны многие миллионы подданных Российской Империи, а потом граждан Советского Союза. "Русский мир" объединяет все слои российской диаспоры нового и традиционного Зарубежья, имеет не территориальный или политический характер, но отражает духовное и культурное родство людей.
В основе Программы - подход к российской диаспоре как к важнейшему демографическому, интеллектуальному и социокультурному ресурсу России, способному стать весомым фактором проведения российской внешней политики, развития экономических связей с зарубежными странами и решения внутренних проблем за счет привлечения потенциала диаспоры. Реализация потенциала диаспоры невозможна без создания условий для ее сохранения и развития. Особое внимание должно быть уделено становлению и активизации внутренних механизмов воспроизводства российской диаспоры (организационных, финансово-экономических, демографических); совершенствованию имеющихся и созданию новых, более эффективных инструментов поддержки зарубежных соотечественников.
Зарубежные соотечественники - те, на кого направлено действие данной Программы, - составляют круг лиц, постоянно проживающих за пределами России. В их числе - граждане Российской Федерации, а также лица без гражданства и иностранные граждане, связанные с Россией историческими, этническими, культурными и духовными узами, стремящиеся сохранить свою культурную самобытность и испытывающие потребность в поддержании связей с исторической Родиной. В целом, "русский мир" по своей сути объединяет все слои российской диаспоры "ближнего" и "дальнего" Зарубежья, ориентирует диаспору на реализацию внутренних ресурсов развития при поддержке и интересе со стороны Российской Федерации. России - это дает реальный шанс увеличить свои возможности на зарубежной арене и продемонстрировать позитивный потенциал "русского мира", готового к диалогу с государствами и этнокультурными "мирами".
Программа основана на базовых принципах и подходах, сформулированных в решениях законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Первостепенное значение имеют такие основополагающие документы, как Программа государственной политики Российской Федерации по поддержке зарубежных соотечественников, Федеральный закон Российской Федерации "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", постановление Правительства Москвы от 18.09.2001 N 844-ПП "Об основных направлениях по поддержке соотечественников за рубежом".
В Программе отражены положения и идеи, изложенные в выступлении Президента Российской Федерации В.В.Путина на Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, 11 октября 2001 года, в котором обозначены три основные модели политики в отношении зарубежных соотечественников (репатриационная, патерналистская, прагматическая) и особо подчеркнуто, что соотечественники - это категория "далеко не юридическая", а "понятие русский мир испокон века выходило далеко за географические границы России и даже далеко за границы русского этноса". Основополагающее значение имеет указание Президента Российской Федерации В.В.Путина реализовать в отношении российских соотечественников "благородные и вполне достижимые задачи: сохранить национальную культуру, помочь отстоять права человека, защитить от дискриминации".
Положения, высказанные Президентом Российской Федерации, были конкретизированы применительно к интересам и возможностям Москвы в докладе на Конгрессе Мэра Москвы Ю.М.Лужкова, особо подчеркнувшего необходимость стимулировать создание сильных и влиятельных общин и объединений русскоязычного населения. Ю.М.Лужков также обратил особое внимание на то, что традиционное российское зарубежье представляет собой колоссальный резерв международного влияния России и Москвы, резерв их позитивного имиджа в мире. Мэр Москвы поддержал тезис, высказанный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным: "сильная диаспора является условием сильной России".
Создание эффективно действующей модели и разветвленной инфраструктуры взаимодействия с различными слоями и категориями российской диаспоры даст возможность задействовать ее внутренние ресурсы и выявить резервы, позволяющие диаспоре обеспечить воспроизводство и стать серьезным субъектом "народной дипломатии", экономического и культурного сотрудничества - настоятельная необходимость сегодняшнего дня, имеющая перспективное значение для страны и ее будущего.
Деятельность Правительства Москвы по созданию и развитию эффективной модели взаимодействия с зарубежными соотечественниками в качестве стратегической цели является естественной составной частью государственной политики, направленной на "собирание" и структурирование зарубежного "русского мира". В то же время эта деятельность носит конкретный характер, учитывающий экономические, социальные, культурные и иные приоритеты, и возможности Москвы, ее государственных и общественных структур, хозяйствующих субъектов, научно-исследовательских и информационных организаций.
Правительство Москвы выражает готовность использовать все возможные формы поддержки и сотрудничества с зарубежной российской диаспорой, ориентируясь на различные социальные, культурные и религиозные слои и группы, объединенные понятием "российские соотечественники".
В Программе нашли свое продолжение мероприятия по поддержке соотечественников, проводимые Правительством Москвы и неправительственными организациями столицы в предшествующий период.
За прошедшие годы Правительством Москвы проведена большая работа, прежде всего в области культуры и в сфере образования, сохранения и развития русского языка, обеспечения учебными пособиями, подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров русскоязычных школ, содействие в функционировании учебных заведений с преподаванием на русском языке.
В 2001 году школам с преподаванием на русском языке было отправлено 242,5 тыс. учебников на сумму более 3 млн. рублей. Прошли переподготовку 150 работников образования из стран ближнего Зарубежья. Продолжалось оказание материально-финансовой поддержки Черноморскому филиалу МГУ. Оказано материально-финансовое содействие становлению Института экономики и управления в Эстонии, Балтийского русского института в Латвии, его филиалов в Литве и Эстонии. В государствах Балтии реализуется программа "Стипендия Мэра Москвы", призванная содействовать сохранению высшего образования на русском языке в Прибалтике. Правительством Москвы проведен конкурс учителей русского языка и литературы стран СНГ и Балтии, с вручением его лауреатам Пушкинских премий. При активной поддержке Правительства Москвы проведена Международная Ассамблея ректоров славянских университетов из Киева, Харькова, Минска, Белграда, Софии, Еревана, Бишкека и других городов. На средства Москвы приобретено здание в столице Латвии г.Риге для работы созданного там Московского культурно-делового центра, позволяющего на принципиально новом уровне организовать работу курсов по переподготовке учителей русских школ.
Во время своего рабочего визита Мэр Москвы открыл Русский культурный центр (РКЦ) в Симферополе. Приступили к работе филиалы культурного центра в Алуште, Армянске, Бахчисарае, Джанкое, Евпатории, Керчи, Красногвардейске, Феодосии, Ялте. В 2001 году РКЦ и его филиалами реализовано свыше 300 мероприятий, получивших широкий резонанс в Крыму и Москве. В 2001 году прошли дни культуры Москвы в Крыму, Казахстане (г.Астана), а в Москве состоялись дни культуры Киева, Аджарской автономной республики, дни Донбасса. Организованы и проведены гастроли в Москве Рижского театра русской драмы.
На празднование 60-летия битвы под Москвой были приглашены 65 ветеранов Великой Отечественной войны из стран СНГ и Балтии. Традиционно на новогодних праздниках в 2002 году в Москве побывали более 100 детей из наименее социально защищенных слоев наших соотечественников, проживающих за рубежом.