Недействующий

Об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы (с изменениями на 8 апреля 2003 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 03.03.2009 N 147-ПП)

Раздел 6. Разграничение полномочий органов
государственной власти города Москвы
и органов местного самоуправления

Полномочия органов законодательной и исполнительной власти Москвы как субъекта федерации и органов местного самоуправления по организации и осуществлению контрольной деятельности в сфере потребительского рынка на территории города определены, в целом, нормами федерального законодательства.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в том числе, относятся:

- реализация единой государственной политики и соблюдение федерального законодательства в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) на территории субъекта федерации;

- организация государственного контроля (надзора) на территории субъекта федерации органами исполнительной власти субъекта федерации и подведомственными им государственными учреждениями;

- определение органов исполнительной власти субъектов федерации, уполномоченных осуществлять контрольные (надзорные) функции, установление их организационной структуры, компетенции и порядка деятельности (осуществляется высшим должностным лицом субъекта федерации).

Статьей 44 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" к компетенции органов местного самоуправления отнесено:

- рассмотрение жалоб потребителей, консультирование по вопросам защиты прав потребителей;

- анализ договоров, заключаемых продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;

- извещение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), о выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества либо опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, окружающей среды и пр.

Федеральным законом от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не относятся к органам государственного контроля (надзора) и не могут быть наделены полномочиями по назначению и исполнению административных наказаний за выявленные правонарушения. Поэтому проведение проверок хозяйствующих субъектов представителями районных Управ целесообразно по жалобам граждан.

В целях повышения эффективности контроля и устранения необоснованного дублирования функций контролирующих органов, разрешения спорных вопросов и разработки предложений по дальнейшему совершенствованию контрольной деятельности, целесообразно создание при Правительстве Москве коллегиальных органов (Межведомственных комиссий с привлечением общественных организаций и предпринимательских структур, советов и пр.).