Статьей 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Положениями КоАП РФ определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Федерации.
Рядом федеральных законов вопросы организации контроля в сфере потребительского рынка прямо отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе и по отдельным видам деятельности.
К ним относятся Федеральные законы от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 30.12.2001), от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 07.01. 99 N 18-ФЗ) и др.
В соответствии со ст.7 Устава города Москвы основной целью функционирования органов государственной власти столицы является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города в интересах его населения.
Таким образом, Москва, как субъект федерации, вправе ввести административную ответственность за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг. При этом вопросы административной ответственности и общие положения организации контроля в сфере потребительского рынка целесообразно урегулировать специальным законом города, разработанным в соответствии с федеральным законодательством, Уставом города Москвы.
Предметом регулирования данного закона должны быть общественные отношения, складывающиеся между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими субъектами при осуществлении контроля в сфере розничной торговли, выполнения работ, оказания услуг потребительского назначения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
К предмету регулирования закона, также, должны быть отнесены вопросы установления административной ответственности за нарушения обязательных требований (правил и норм) в указанной сфере.
Следует учитывать, что в соответствии с федеральным законодательством субъектом федерации может быть установлена административная ответственность только за нарушения тех требований, которые предусмотрены нормативными правовыми актами субъекта, изданными по предметам ведения субъекта федерации либо по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в части, не противоречащей федеральному законодательству.
Выполнение предусмотренных федеральными нормативными актами требований, в частности, по вопросам качества и безопасности товаров потребительского назначения, соблюдения правил продажи отдельных видов товаров и т.д., вправе проверять и налагать за нарушение санкции только федеральные контролирующие органы.
Законом города Москвы могут быть установлены дополнительные льготы для субъектов предпринимательской деятельности, не противоречащие федеральному законодательству, в том числе в части увеличения периода освобождения от плановых комплексных проверок (согласно федеральному закону данный период не может составлять менее двух лет).
При этом дополнительных ограничений, связанных с организацией и проведением мероприятий по контролю или увеличением максимального размера, санкций закон вводить не может.
Федеральные органы исполнительной власти могут учитывать требования данного закона при организации совместной работы с городскими службами.
Кроме того, законом может быть предусмотрен порядок организации такой работы на основе заключаемых с федеральными органами исполнительной власти соглашений о взаимодействии.